VI. Взаимодействие с экономической, социальной и духовной сферами общества.
Со времен Древней Греции вплоть до XVII столетия господствовали взгляды, интерпретировавшие политику как всеобъемлющую форму человеческой активности, включающую в себя все формы взаимоотношения человека и общества. Только разделение политики и гражданского общества, которое произвели Н. Макиавелли, Дж. Локк, Т. Гоббс и ряд других мыслителей Нового времени, положило начало более точному пониманию ее отношений с другими областями жизни. Благодаря этим и более поздним теоретическим разработкам политика предстала как одна из областей человеческой жизнедеятельности, обладающая специфическими внутренними особенностями, возможностями влияния на другие сферы человеческой жизни.
Политика, наряду с другими общественными подсистемами, рассматривается как специфический способ решения социальных проблем, предлагающий для этого собственные приемы, техники, процедуры.
А. Политика и экономика
В целом экономические процессы не являются «прародителями» политической сферы. Зависимость от них сказывается на содержании деятельности конкретных политических систем и режимов правления.
Экономика оказывает то или иное воздействие на политику через социальную сферу, т.е. определяя материальное положение разных социальных групп и обусловливая тем самым дифференциацию социальных статусов их членов.
В свою очередь, политика, сформировавшаяся значительно позже возникновения производственных и обменных процессов, тоже не может рассматриваться как основополагающий фактор развития экономики. В то же время как разновидность властно-государственного принуждения политика сохраняет значительные регулятивные способности воздействия на экономические процессы.
Б. Политика и право
Политика всегда учитывает влияние реальных, а не формальных социальных центров, тех сил, которые способны практически воздействовать на перераспределение ресурсов и принятие решений.
В свою очередь, система правового регулирования изначально сориентирована на регулированиевсего социального пространства в целом, без выделения каких-либо групповых приоритетов.
Политика – это своеобразный поисковый механизм социального развития, разрабатывающий его проекты, а право – механизм придания таким проектам общезначимого характера. В целом добиться соответствия этих двух сфер и механизмов общественного регулирования – значит сформировать законодательную базу, закрепляющую основные цели и ценности политически лидирующих групп.
В. Политика и мораль
В процессе эволюции политической мысли выкристаллизовалисьтри крайних позиции по этим вопросам. Так, одна часть теоретиков (Н. Макиавелли, Г. Моска, Р. Михельс, А. Бентли, Г. Кан и др.) стояла на позиции отрицания возможностей сколько-нибудь серьезного влияния морали на политику. Вторая часть ученых (Платон, Аристотель, Э. Фромм, Л. Мэмфорд, Дж. Хаксли и др.), напротив, практически растворяли политические подходы в морально-этических оценках, считая последние ведущими ориентирами для любой, в том числе политической, деятельности. Третья группа ученых (А. Швейцер, М. Ганди, А. Эпштейн и др.) настаивала на необходимости облагораживания политики моралью, соединения тех и других стандартов при осуществлении государственной власти.
Несмотря на то что и моральное, и политическое сознание имеют в принципе групповое происхождение, тем не менее они представляют собой два различных способа понимания людьми своей групповой принадлежности (идентификации), которые базируются на различных способах чувствования, оценивания и ориентации в социальном пространстве. Так, политическое сознание в целом имеет логико-рациональный и целенаправленный характер. При этом оно неразрывно связано с оценкой конкретной проблемы, а также той ситуации, которая сопутствует ее достижению. В отличие от такого способа отражения действительности моральное сознание представляет собой форму дологического мышления, базирующегося на недоказуемых принципах веры, оно перемещает жизнь человека в мир идеальных сущностей.
Таким образом, если политика подчиняет человека приземленным целям и понятиям, то мораль ориентирует на возвышенные смыслозначимые идеи и представления. В то время как политическое сознание заставляет человека оценивать события и поступки с точки зрения вреда или пользы, выгоды или убытка, которое принесет то или иное действие, моральное сознание помещает эти же вопросы в плоскость взаимоотношений абстрактного Добра и Зла, сущего и должного.
Используемая литература:
Основная:
1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 447 с.
2. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 559 с.
3. Гаджиев К.С. Политология. Учебник для вузов. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2003. – 488 с.
4. Панарин А.С. Политология. Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2000. – 480 с.
Дополнительная:
1. Хейвуд Э. Политология. Учебник для студентов вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 544 с. Серия «Зарубежный учебник».
2. Ильин В.В. и др. Политическая антропология. – М.: МГУ, 1995. – 254 с.
3. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). - М.: РОССПЭН, 2000. – 479 с
4. Политология: краткий энциклопедический словарь. - М. 1997
5. Политология. Энциклопедический словарь. – М.: Издательство Московского коммерческого университета, 1993. – 431 с.
Приложение 2.
К отчету по педагогической практике студента 5 курса 3 группы факультета социологии и политологии, специальность «политология» Николаева Илья Викторовича.
Разработка семинарского занятия по теме: «Политика», рассчитанная на 2 академических часа.
Форма проведения занятия – семинар, который проходит в форме развернутой беседы по заранее известному плану с отдельными элементами небольших докладов студентов. В ходе семинара также используется тактика дискуссии и обсуждения по проблемным моментам.
Тема занятия: «Политика»
Задачи:
В рамках данного занятия ставится ряд педагогических, методических и дидактических задач:
- усвоение основных аспектов понятия политики;
- умение провести сравнительный анализ сфер общественной жизни (политики, экономики, права, морали);
- выработать понимание роли и функций политики в развитии общества;
- развитие аналитического профессионального мышления, выработка собственной позиции у студентов в отношении феномена политики;
- разъяснение специфики российской политики.
Основные и дополнительные вопросы по теме занятия:
1. Соотношение понятий: государство и политика.
2. Социальные функции политики.
3. Политика и мораль.
а. Проблема войны: способ достижения целей или социальная катастрофа;
б. Монополия государства на насилие;
в. «Политика ненасилия»;
г. Политика как «грязное дело».
4. Государственная политика в сфере здравоохранения.
а. Ключевые принципы осуществления госполитики в сфере здравоохранения;
б. Основные законодательные акты в сфере здравоохранения.
Используемая литература:
Основная:
1. Гаджиев К.С. Политология. Учебник для вузов. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2003. – 488 с.
2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 447 с.
3. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 559 с.
Дополнительная:
1. Политология: краткий энциклопедический словарь. - М. 1997,
2. Панарин А.С. Политология. Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2000. – 480 с.
3. Конституция Российской Федерации