Изобразительно-выразительные умения

Педагог развивает умения: правильно располагать изображение на листе бумаги (вертикально или горизонтально), выделять планы (по всему листу, два плана — небо и земля); выделять главное цветом, размером, расположе­нием на листе; создавать отчетливо основные формы; составлять изображе­ние из нескольких частей; передать в работах позы, движение, жесты персо­нажей, некоторые детали (бантик у девочки, пуговички на рубашке); соотно­сить предметы по величине.

Педагог создает ситуации подбора детьми цвета, соответствующего изо­бражаемому предмету. Поддерживает желание использовать разнообразные цвета, применять цвет как средство выразительности, передавать состояние, характер образа (добрый — злой; теплый — холодный), свое отношение к ге­рою или явлению; передавать признаки сказочности при рисовании по моти­вам сказок (цветовым решением, атрибутами).

В сюжетном изображении педагог учит детей передавать пространствен­ные и временные отношения. В декоративном изображении — нарядно укра­шать предметную основу (шарфик, шапочку, вазу, кружку), геометрическую и предметную (круг, прямоугольник, квадрат) с помощью ритма пятен, гео­метрических элементов узора; в лепке — посредством налепов, узора сте­кой. Учит соотносить цвет и элементы декора с фоном, создавать несложную композицию из изготовленных предметов.

Технические умения

В рисовании педагог формирует у детей умение отбирать изобразитель­ные материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с соз­даваемым образом (при косвенной помощи педагога).

Активизирует использование правильных формообразующих движе­ний для создания образа. Подводит детей к пониманию соотношения каче­ства движения руки с создаваемым образом (легкость, плавность, размах, на­жим). Развивает умения: уверенно проводить узкие и широкие линии, поло­сы (плашмя и концом кисти), рисовать кольца, точки, дуги, мазки, трилист­ник; правильно удерживать карандаш, кисть, фломастеры, цветной и восковой мелки; совершать свободные движения рук при рисовании; закрашивать рисунки кистью, карандашом, фломастером, проводя линии только в одном направлении, ритмично нанося мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура.

В специальных образовательных ситуациях воспитатель учит детей со­ставлять новый цветовой тон на палитре (зеленый цвет — смешением сине­го и желтого), накладывать одну краску на другую, штриховать цветными карандашами, фломастерами, мелками, работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы (гуашь и восковые мелки).

Напоминает о необходимости сохранять правильную позу при рисовании, не напрягать спину и руку. Учит аккуратно пользоваться материалами.

В аппликации педагог учит детей правильно использовать ножницы (удер­живать в пальцах), разрезать бумагу, полукартон.

Развивает у детей умения резать по прямой линии короткие и длинные по­лосы (перекладины для лесенки, забора, закладки для книг), перерезать квад­раты по диагонали (крыша, парус), срезать угол у прямоугольника (лодочка, крыша домика), делать косой срез (елочка, ракета), вырезать округлые формы из квадрата (яблоко, помидор, колеса, бусины, тарелки).

Воспитатель знакомит детей с техникой обрывной аппликации, развива­ет умение использовать неизобразительные материалы для создания выра­зительного образа (нетрадиционные техники и материалы: соль, пух, перья, стружка, блестки, толченая скорлупа ит. п.), из полос, вырезанных форм со­ставлять изображения разных предметов.

Развивает умения: аккуратно вырезать и наклеивать детали; набирать до­статочное количество клея на кисть, аккуратно прижимать к основе, снимать излишки клея; использовать другие материалы для крепления (пластилин, клеевой карандаш).

В лепке педагог обогащает опыт работы с различными материалами — глиной, пластилином, пластической массой, снегом, песком. Знакомит с раз­ными способами создания изображения: конструктивным и комбинирован­ным способами. Развивает у детей умения использовать приемы лепки: от­тягивание из целого куска, прощипывание (уши, клюв), соединение частей сглаживанием пальцами поверхности, прижиманием и примазыванием (го­лову к туловищу), вдавливание шара, цилиндра для получения полой формы (чашка, ваза). Активизирует украшение лепной работы с помощью стеки, на-лепов, использование элементов декора (семена, бусины, крупа).

В конструировании

Конструирование из готовых геометрических фигур. Педагог развивает у детей умения анализировать объект, выделять основные части и детали, составляющие сооружение.

Поощряет создание дошкольниками вариантов знакомых сооружений из готовых геометрических форм (брусков, кирпичиков, призмы, цилиндров)и тематического конструктора, деталей разного размера. Развивает умение выполнять простые постройки (мосты, машины, здания, гаражи — 4—5 ва­риантов каждой темы). При помощи педагога дети учатся создавать варианты постройки (варьируя параметры: в длину, ширину, высоту), соблюдая прин­цип конструкции. Взрослый знакомит детей со способами замещения форм, придания им устойчивости, прочности, использования перекрытий.

Конструирование из бумаги. Педагог знакомит детей с обобщенными спо­собами складывания различных поделок: складывание квадрата — по диаго­нали и пополам с совмещением сторон, углов, отглаживанием сгиба (платоч­ки, фартучки, шапочки, почтовые открытки, конверты, вагончики), с прикле­иванием к основной форме деталей (колеса к вагончику, трубу к дому).

Конструирование из природного материала. Воспитатель развивает у детей умения видеть образ в природном материале (сучках, плодах, шишках, орехо­вой скорлупе, соломе, коре), составлять образ из частей, использовать для за­крепления частей клей, пластилин. Активизирует составление детьми простых коллажей из готовых элементов, изготовление простых сувениров (открыток, пригласительных билетов) в технике коллажа, аппликации и дорисовывания, простых рельефов (глина, пластилин) на бумажной и деревянной основах.

Наши рекомендации