Глава 2. виды трудового стажа.
Общий стаж.
Трудовой стаж имеет количественную и качественную характеристику. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность. Качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.).
Для того чтобы осуществить подсчет трудового стажа правильно, необходимо дать определение видам стажа, а также знать, как правильно осуществлять подсчеты.
Виды стажа:
Общий трудовой стаж. Общий трудовой стаж — это общая сумма проработанных лет. При расчете общего стажа не учитывается должность или оклад. Подсчитывается общее количество лет, когда человек работал на любое предприятие или фирму. От этого вида стажа будет зависеть размер пенсии гражданина.
Стоит заметить, что в общий стаж также могут быть учтены годы обучения человека в институте или университете. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку после окончания высшего учебного заведения или же после получения диплома.
Определяется как длительность работы по трудовым договорам. К этой категории также относится общественная деятельность. Перерывы в работе не влияют на величину срока, так как расчёт осуществляется исходя из суммарного количества отработанного времени. То есть, если человек по какой-то причине не был официально оформлен в организации, при дальнейшем продолжении деятельности стаж будет увеличиваться, его отсчёт не начнётся сначала. При этом сам срок перерыва к рабочему периоду не прибавляется.
К видам деятельности, подлежащим включению, причисляются:
- работа по трудовому договору, в том числе начавшаяся до образования СССР, в качестве служащего, рабочего, члена колхоза и любого другого предприятия;
- иная работа, во время выполнения которой человек подлежал государственному страхованию;
- деятельность в ординатуре, аспирантуре и т. д.;
- воинская служба;
- индивидуальная предпринимательская деятельность;
- время работы по договорам подряда;
- участие в оплачиваемых общественных работах.
В общий стаж не входят следующие отрезки времени:
- обучение в вузах;
- уход за инвалидом I группы;
- проживание супругов военнослужащих в местностях, где они не могли трудоустроиться из-за невозможности этого действия;
- проживание за границей супругов работников любых международных организаций, а также советских учреждений;
- уход за ребёнком в период, начинающийся за 70 дней до его рождения и завершающийся достижением возраста 3 лет;
- уход за ребёнком-инвалидом до достижения им возраста 18 лет.
Юридическое значение общего трудового стажа для целей пенсионного обеспечения уменьшается. Раньше трудовой стаж был необходим как для назначения пенсии, так и для ее расчета. По закону РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" с учетом общего трудового стажа устанавливалась пенсия по старости, а в соответствующих случаях - пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца. Так, например, пенсия по старости на общих основаниях устанавливалась мужчинам по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. От продолжительности общего трудового стажа зависел размер пенсии по старости. Пенсия устанавливалась в размере 55% от среднемесячного заработка при необходимом стаже и увеличивалась на 1% за каждый полный год общего трудового стажа, превышающий требуемый, но не более, чем на 20%.
Пример расчета пенсии: общий трудовой стаж мужчины составлял 40 лет. Размер пенсии в процентах к заработку составит 55% + 15% за 15 полных лет стажа сверх 25 лет. Всего 70% среднемесячного заработка.
Как известно, пенсии для инвалидов рассчитываются исходя из группы инвалидности. Это позволяет увеличивать пенсии тем, у кого группа инвалидности выше степени ограничения трудоспособности. С 2012 года введен фиксированный базовый размер пенсии по инвалидности. Размер пенсии по инвалидности 2012 будет соответствовать размеру базовых частей трудовой пенсии. Индексация фиксированного размера проводится согласно постановлениям Правительства РФ в зависимости от роста средней зарплаты по стране, доходов Пенсионного Фонда России. Согласно проекту бюджета Пенсионного фонда, на 2016 год средний размер пенсии по старости, которую получают большинство российских пенсионеров, составит 13,045 тыс. рублей, по инвалидности — 8,553 тыс. рублей, по случаю потери кормильца — 8,992 тыс. рублей.
С 1 апреля 2016 года пенсии по инвалидности вырастут на 4%, социальные выплаты (ЕДВ (ежемесячная денежная выплата), НСУ (набор социальных услуг), ДЕМО (дополнительное ежемесячное материальное обеспечения)) на 7%. По предварительным данным прибавка к пенсии составит:
- По 1 группе инвалидности - 380 руб.
- По 2 группе инвалидности - 190 руб.
- По 3 группе инвалидности - 160 руб.
- Детям-инвалидам - 450 руб.
Пенсии по случаю потери кормильца – это выплаты, которые получал бы живой кормилец, находясь на пенсии. Известно, что этот вид государственных выплат нельзя завещать, но если после смерти человека остаются лица, которые находились на его иждивении, право в получении пенсии переходят к ним в виде пенсии по случаю потери кормильца. Законом установлен круг лиц, имеющих на такую пенсию право, порядок оформления и способ расчета. Если у кормильца отсутствовал трудовой стаж, иждивенцам выплачивается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца с 2015 г. составляет:
- круглые сироты – 4 383,59 рублей в месяц;
- остальные члены семьи умершего кормильца – 2191,80 рублей в месяц;
- для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, базовый размер трудовой пенсии увеличивается на районный коэффициент.
В настоящее время общий трудовой стаж не требуется для назначения трудовых пенсий. В соответствии с новым пенсионным законодательством одним из основных условий приобретения права на трудовую пенсию является наличие страхового стажа, то есть, суммарная продолжительность периодов рабочего времени и иной полезной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Общий трудовой стаж необходим исключительно для определения размера пенсии гражданам, которые приобрели его до 1 января 2002 года. Чтобы это понять, надо обратиться к соответствующим нормам федерального закона N 173-ФЗ. В частности, в статье 30 данного правового акта описана процедура конвертации (преобразования) пенсионных прав (величина которых связана с продолжительностью общего трудового стажа) в расчетный пенсионный капитал.
Иначе говоря, от продолжительности общего трудового стажа зависит стажевый коэффициент. Последний необходим для исчисления расчетного размера трудовой пенсии, которая полагалась бы застрахованному лицу по действовавшему на 31 декабря 2001 года законодательству. Расчет пенсий производится с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Расчетный размер пенсии используется для определения пенсионного капитала на 1 января 2002 года, который в совокупности с пенсионным капиталом после 1 января 2002 года образует общий пенсионный капитал. Таким образом, приобретенные до 01.01.2002 года пенсионные права преобразовываются в денежное выражение. Сумма общего пенсионного капитала, поделенная на "период дожития", образует страховую часть пенсии, которая в совокупности с базовой частью составляет размер пенсии гражданина.
Страховой стаж.
Страховой стаж (с 1 января 1997 года)- суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Страховой стаж рассчитывается на основании продолжительности периодов деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы.
Общий страховой стаж нужен для определения того, заработал ли человек право на трудовую пенсию по старости или нет. Причем нужен он как для назначения пенсии на общих основаниях, так и при досрочных основаниях. Общие основания - это достижение возраста: 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин. Для общих оснований нужен страховой стаж не менее 5 лет. Досрочные основания - это назначение пенсий в связи с вредными условиями труда, а также при работе по ряду профессий (например, медики, педагоги, профессиональные спасатели и др.). Для каждого основания нужен страховой специальный стаж определенной продолжительности.
К данным видам деятельности относится любая работа по трудовым договорам, военная или гражданская служба, работа в качестве индивидуального предпринимателя и пр. В силу действия п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 этого же Закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пример. Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П положения п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Впредь до установления федеральным законодателем соответствующего правового регулирования Конституционным Судом РФ установлен правовой механизм реализации пенсионных прав указанной категории граждан (см. указанное выше Постановление).
В то же время упомянутым Постановлением положения п. 1 данной статьи в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы и направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ.
О применении п. 1 ст. 10 издано Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2007 N 798-О-О.
Пункт 2 ст. 10 в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 N 188-О-П).
С 1 января 2007 г. размер пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам зависит не от непрерывного трудового стажа, как это было ранее, а от страхового стажа. Страховой стаж - это суммарная продолжительность уплаты страховых взносов. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (от 24.07.2009, Закон N 255-ФЗ) в этот стаж включаются:
- периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы;
- периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Исчисление страхового стажа производится в календарных днях, а в случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица.
Юридическое значение страхового стажа заключается в том, что он является одним из необходимых юридических фактов в сложном юридическом составе, порождающем пенсионное правоотношение, а его продолжительность косвенно влияет на размер трудовой пенсии как продолжительность периода уплаты страховых взносов
Особенностью СС (страхового стажа) является предъявление законом требований лишь к минимальным размерам СС, а требований к максимальным размерам не предъявляется, т.е. размеры СС не ограничиваются (минимальный размер СС для назначения трудовой пенсии по старости не менее 5 лет).
Страховой стаж подразделяется на два подвида: общий (смешанный) страховой стаж (ОСС) и специальный страховой стаж (ССС). Все то, что изложено выше, относится к общему страховому стажу. Смешанным его можно назвать в связи с тем, что в него включаются как трудовая деятельность, так и иные периоды. Для назначения пенсии по старости на общих основаниях требуется общий страховой стаж не менее пяти лет.
Общий страховой стаж (ОСС) - также одно из условий, которое необходимо для назначения досрочной пенсии по старости. Так, для пенсии по старости в связи с работой с особыми условиями труда, помимо работы в течение определенного срока в таких условиях, необходим общий страховой стаж не менее 25 или 20 лет (соответственно мужчинам и женщинам).
2.3. Непрерывный стаж.
Непрерывный трудовой стаж. От этого вида стажа не будет зависеть дальнейшая сумма пенсии, но он может повлиять на дополнительные льготы для трудящегося. Примером таких льгот могут быть путевки в санатории, дополнительные премии и другие денежные выплаты, а также субсидии на коммунальные и другие услуги.
Представляет собой срок продолжительной работы на одном или нескольких предприятиях. До 2007 года величина этого периода влияла на расчёт выплат по листам нетрудоспособности. Однако в настоящее время размер этого пособия определяется в зависимости от общего страхового стажа.
Непрерывность сохраняется в случаях, если:
- перерыв в работе составил не более месяца;
- женщина имеет ребёнка-инвалида возрастом до 16 лет;
- перерыв после увольнения по согласию сторон составляет менее трёх недель;
- увольнение было вызвано переводом супруга в иную местность, а также выходом на пенсию.
На что влияет непрерывный трудовой стаж:
Сейчас пенсия зависит от количества отработанных лет и заработной платы. Эти показатели учитываются при расчёте пенсии тем лицам, которые родились до 1963 года, и которые работали до реформы 2002 года.
С 01 января 2002 года будущая пенсия полностью зависит от взносов, которые работодатель уплачивает за своего работника в ПФР.
Суммы перечисленных работодателем страховых взносов «оседают» на индивидуальном лицевом счёте каждого будущего пенсионера. Размер этих взносов, фиксированный для определённых категорий работников. Зависит размер взносов от года рождения будущего пенсионера.
Такие взносы отчисляются только в том случае, если работник осуществляет свою трудовую деятельность по трудовому договору. Такой стаж называется страховым. Он напрямую влияет на размер будущей пенсии.
Непрерывность трудового стажа сейчас не влияет роли на размер будущей пенсии. Можно увеличить свою пенсию, делая дополнительные взносы на накопительную часть, или участвуя в государственных программах с финансирования будущей пенсии.
Чем раньше гражданин начинает свою трудовую деятельность по трудовому договору, тем раньше он начинает формировать свою пенсию. Для назначения социальной пенсии необходимо иметь минимум 5 лет страхового стажа. То есть, за гражданина минимум 5 лет должны были отчислять страховые взносы.
Чем выше заработная плата будущего пенсионера, тем больше средств за него отчисляет работодатель, так как процент страховых взносов полностью зависит от заработной платы. Именно поэтому «белая» зарплата сейчас так «непопулярна».
С 01 января 2015 года государство предлагает несколько по-новому формировать пенсию своих граждан. Эта реформа, в первую очередь, касается накопительной части трудовой пенсии.
Сейчас трудовая пенсия по старости напрямую зависит от размера заработной платы будущего пенсионера, от размера отчисляемых страховых взносов, от дополнительных взносов на накопительную часть, от продолжительности страхового стажа, от которого зависят некоторые надбавки. А вот от непрерывности трудового стажа будущая пенсия сегодня никак не зависит!
Данный вид трудового стажа имеет юридическое значение в обеспечении работающих граждан одним видом пособия — пособием по временной нетрудоспособности. С учетом непрерывного трудового стажа определяется лишь размер пособия, но не право на него, причем даже не во всех случаях временной нетрудоспособности и не для всех работающих.
Непрерывный трудовой стаж в льготном порядке не исчисляется; доказывается он лишь документами. В этом состоит одно из его отличий от общего и специального трудового стажа.
Специальный стаж.
Специальный стаж. Вид стажа, в который учитывается количество проработанных лет на определенной профессии или должности. К этому стажу относятся профессии военнослужащих, работа в спецслужбах и органах и т. Д. Кроме этих видов стажа существует также страховой стаж, который учитывает те периоды, когда гражданин вносил страховые взносы в Пенсионный фонд. Этот вид стажа учитывается при выходе человека на пенсию по старости.
В трудовой стаж включаются такие периоды:
- Постановка на учет по безработице.
- Служба в армии, ОВД, а также учреждениях системы исправления граждан.
- Декретный отпуск и воспитание ребёнка до 1,5 года.
- Участие в общественных работах. Долгосрочное и краткосрочное пребывание в ссылке или тюрьме.
- Уход за инвалидом.
Эти периоды обусловлены законодательством и в обязательном порядке будут включены в общий стаж гражданина, если до этого человек работал хотя бы 1 день, при этом производились зачисления в Пенсионный Фонд России.
Под этим видом понимается общий период трудовой деятельности в определённых отраслях, на некоторых должностях, в установленных местностях, в особых условиях.
К данной деятельности относятся:
- работа в тяжелых климатических условиях, например, на севере;
- вредные производства;
- труд на территориях, подвергшихся опасному радиоактивному излучению;
- занятость в спецслужбах.
На основании данного срока назначается особая льготная пенсия. Также предусмотрена выслуга лет.
Выделяют следующие виды специального трудового стажа.
Специальный трудовой стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии по старости:
• мужчинам и женщинам, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;
• мужчинам и женщинам, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
• женщинам, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;
• женщинам, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
• мужчинам, женщинам, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и в метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
• мужчинам, женщинам, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
• мужчинам, женщинам, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
• мужчинам, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 и 15 лет в качестве механизаторов комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и т. Д.
Выслуга лет:
Выслуга лет – суммарная продолжительность трудовой деятельности в определенных отраслях и по определенным профессиям. Учет выслуги лет ранее осуществлялся:
а) на военной и приравненной к ней службе;
б) работников прокуратуры;
в) работников таможенных органов;
г) выслуга в связи:
• с работами в аварийно-спасательных службах;
• с работой в гражданской авиации;
• с педагогической деятельностью;
• с лечебной и иной работой по охране здоровья населения;
• с творческой работой на сцене театров и в других театрально-зрелищных организациях и коллективах.
Юридическое значение выслуги лет в том, что она является условием назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим
и приравненным к ним категориям лиц, а также государственным служащим.
Заключение.
На основании рассмотренного и проанализированного научного материала, а также электронных ресурсов сети Интернет, можно сделать следующие выводы:
Современные правовые отношения в сфере социального обеспечения базируются на таком понятии, как трудовой стаж, отсутствие которого лишает прав любого гражданина на получение социальных выплат.
Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой, учитываемых при определении права каждого гражданина РФ на пенсионное обеспечение.
Как следствие, трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет и количественную, и качественную характеристики. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность, а качественная отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (например, вредность трудовой деятельности).
ТК РФ разрешает начинать трудовую деятельность с 14 лет. Таким образом, если школьник работает с этого возраста по трудовому договору. Он уже начинает накапливать себе на будущую пенсию. Кроме этого, учёба в военном Вузе, как и учёба в военном училище, и прохождение военной службы по контракту, входит в стаж для начисления военной пенсии.
Трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 г. рождения и моложе).
Трудовой стаж дает каждому человеку гарантии на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по старости и выслуге лет. Несмотря на недостатки законодательства о пенсионном обеспечении, трудовой стаж на сегодняшний день продолжает оставаться основным способом обеспечения своего существования после прекращения активной трудовой деятельности.
В общий страховой/трудовой стаж включаются все периоды трудовой или иной деятельности, предусмотренные федеральным законом РФ, вне зависимости от перерывов в работе по трудовому договору, и в течение которых выплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.
Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. Исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы. В случае если в представленном документе о периодах работы (службы, деятельности) указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым является 15-е число соответствующего месяца (п.27 Правил исчисления страхового стажа).
Размер пенсии в большой степени зависит от страхового стажа. Точнее, от времени, в течение которого платятся взносы в Пенсионный фонд. Эти взносы не могут быть меньше определенного минимума. Поэтому, если работник получает зарплату «в конверте», а в ведомости расписывается за сумму меньшую, чем минимальная заработная плата, его попросту лишают страхового стажа.
Для получения пенсии трудовой стаж считает по следующему общему правилу: если страховые взносы уплачивались, то за указанный период стаж идет, если не уплачивались, то и стаж не идет.
Для получения отпуска также важен трудовой стаж, но в данном случае он определяется временем работы в данной компании, а не общим временем работы.
Основным документом, подтверждающим наличие у человека трудового стажа, необходимая для выплат документация является трудовая книжка. Для того чтобы осуществить подсчет трудового стажа правильно, необходимо дать определение видам стажа, а также знать, как правильно осуществлять подсчеты.
- Общий трудовой стаж. Общий трудовой стаж — это общая сумма проработанных лет. При расчете общего стажа не учитывается должность или оклад. Подсчитывается общее количество лет, когда человек работал на любое предприятие или фирму. От этого вида стажа будет зависеть размер пенсии гражданина.
- Страховой стаж (с 1 января 1997 года)- суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Страховой стаж рассчитывается на основании продолжительности периодов деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы.
- Непрерывный трудовой стаж. От этого вида стажа не будет зависеть дальнейшая сумма пенсии, но он может повлиять на дополнительные льготы для трудящегося. Примером таких льгот могут быть путевки в санатории, дополнительные премии и другие денежные выплаты, а также субсидии на коммунальные и другие услуги.
- Специальный стаж. Вид стажа в который учитывается количество проработанных лет на определенной профессии или должности. К этому стажу относятся профессии военнослужащих, работа в спецслужбах и органах и т. д. Кроме этих видов стажа существует также страховой стаж, который учитывает те периоды, когда гражданин вносил страховые взносы в Пенсионный фонд. Этот вид стажа учитывается при выходе человека на пенсию по старости.
Согласно п. 7 Правил подсчета страхового стажа страховой стаж определяется при назначении пособия работодателем на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам).
Для целей определения продолжительности страхового стажа месяц страхового стажа равен 30 календарным дням, а год страхового стажа - соответственно 360 календарным дням (30 дн. х 12 мес.). Следовательно, при подсчете продолжительности стажа в первую очередь нужно определить количество календарных дней в периодах, включаемых в страховой стаж работника. Затем рассчитать количество полных месяцев и количество полных лет.
Библиография.
1. Ст. 11 Закона № 173 ФЗ «Периоды нетрудоспособности»
2. ФЗ от 12.01.1995 №5 «О ветеранах»
3. Закон № 255 ФЗ «Непрерывный трудовой стаж»
4. Ст. 10 Закона № 173 ФЗ «О пенсиях»
5. Конституция РФ ст. 7, п.2 ст.39 «Право российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста»
6. Ст. 11,12 ФЗ «Исчисление страхового стажа»
7. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной Противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьей»: Закон от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. 09.11.2009)
8. ФЗ от 15.12.2001 № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»
9. ФЗ от 24.06.2009 № 212 «О страховых взносах в ПФ-РФ»
10. Трудовой кодекс ст. 66 «Трудовая книжка»
11. Ст. 27-28 Закона ФЗ «О трудовых пенсиях»
12. Ст. 11 Закона № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях»
13. Ст. 1 Закона № 4468-1 «О военной службе»
14. Ст. 2 Закона № 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
15. Закон РФ от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РФ»
16. П.1 ст. 10 «Закон о трудовых пенсиях»
17. Ст. 16 ФЗ от 29.12.2006 № 255 «Об обязательном социального страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 24.07.2009 Закон № 255 ФЗ
18. Ст. 96 Закона «О государственных пенсиях в РФ»
19. О Конституционном Суде РФ: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1 ФКЗ (ред. От 20.06.2009)
20. «О муниципальной службе в РФ» ФЗ от 02.03.2007 № 25 (ред. От 17.07.2009)
21. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ФЗ от 01.04.1996 № 27 (ред. От 27.12.2009)
22. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием ФЗ «О страховых взносах в ПФ-ФР, ФСС-РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальных фонды обязательного медицинского страхования»: ФЗ от 24.07.2009 № 213 (ред. От 25.12.2009)
23. Информационно-правовая система "Консультант плюс"
24. Федеральный закон "О трудовых пенсиях" от 17.12.2001 № 173-ФЗ (п.4ст.30)
25. Постановление Министерства труда РФ от 30.09.1997 №51
26. Агашев Д.В. «Право социального обеспечения»
27. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. «Право социального обеспечения России»: Учебник. М.: Изд. БЕК. 2004
28. Гусов К.Н. «Право социального обеспечения России»: Учебник М.: Изд. Проспект. 2008.
29. Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 № 5-ФЗ
30. Абрамова А.А., Алексадров Н.Г., Андреев В.С., Ачаркан В.А «Трудовое право; Энцкеклопедический словарь» М.: Изд. Сов. Энцикл. 1963
31. П. 1 ст. 10 Конституционного Суда РФ от 20.11.2007 № 798