Основные принципы построения системы коррекционных воздействий
Принципы построения системы
Показатели развития ребенка к двум годам
Познавательное развитие
§ Ребенок соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоским изображением; накладывает по образцу (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).
§ Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).
§ Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец (после показа).
§ Ориентируется в 3-4-х цветах (подбирает к образцу).
§ Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).
§ В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.
Игровые действия
§ Проявляет сообразительность - достает сачком из воды понравившуюся игрушку.
§ Производит несколько последовательных игровых действий или сам решает игровую ситуацию после предъявления игрового материала. Использует предметы-заместители.
§ Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу) по подражанию.
§ Подражает действию близкого взрослого.
§ Сооружает из кубиков постройки для мелких игрушек: забор, дом, дорожку а) по просьбе взрослого; б) по образцу; в) самостоятельно.
§ Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
Социально-эмоциональное развитие
§ Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.
§ Упрямится, требуя недозволенного.
§ Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.
§ Кричит, жестикулирует, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.
§ Непослушен, злится при ограничении движений в ответ на грубый тон взрослого.
§ Отказывается от общения с незнакомым взрослым.
§ Долго плачет при уходе мамы, при испуге, обиде.
§ Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка. Ожидает похвалы.
§ Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, жесты).
§ Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных действиях с детьми.
§ Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.
§ Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми.
§ Восторженно относится к развлечениям.
§ Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.
§ С интересом смотрит мультики, детские телевизионные передачи.
§ Эмоционально предвосхищает результаты: а) собственного действия; б) действия взрослого.
§ Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям: а) по примеру взрослого; б) по собственной инициативе.
§ Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «собери игрушки», «это можно», «этого нельзя».
§ Понимает слова «плохо», «хорошо».
Речевое развитие. Понимание речи
§ Понимает короткий рассказ (без показа действия) о знакомых событиях.
§ Выполняет инструкцию (до трех поручений).
§ Знает детали лица: губы, зубы, язык, уши и части тела (руки, ноги и т.д.)
§ Активный словарь приблизительно 200-300 слов.
§ Использует предложения из 2-3-х слов.
§ Фраза не сформирована.
§ Начинает употреблять прилагательные, местоимения, предлоги, наречия.
§ Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает.
§ В 2-3-х предложениях рассказывает о том, что видит в данный момент.
§ Задает вопросы.
§ Называет предметы по картинке: а) по просьбе взрослого; б) самостоятельно.
§ Дает себе оценку: «хороший», «большой».
§ Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте».
Бытовые навыки
§ Ест аккуратно, не обливаясь.
§ При умывании трет ладони, часть лица.
§ Вытирается с помощью взрослого.
§ Самостоятельно одевается (натягивает носочки, обувь) с небольшой помощью взрослого.
§ Частично раздевается.
§ Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.
§ Пользуется носовым платком (при напоминании).
§ Контролирует физиологические потребности.
Физическое развитие
§ Перешагивает через несколько препятствий.
§ Поднимается и опускается по лестнице детской горки.
§ Меняет темп: ходьбу на бег.
§ Бегает семенящим шагом.
§ Подпрыгивает.
§ Удерживает мяч одной или двумя руками.
§ Бросает мяч в горизонтальную цель.
§ Ловит мяч с близкого расстояния.
§ Скатывает мяч с горки.
Особенности развития детей с диагнозом «Задержка речевого развития»
Дети с диагнозом «Задержка речевого развития», как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность - на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.
Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не могут точно, координированно выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.
Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т. е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.
Активный словарь состоит из 5-10 слов модели СГ (СНОСКА: Здесь и далее: С - согласный звук, Г - гласный звук) (на), СГ—СГ (ма-ма).
Иногда вместо слова ребенок воспроизводит один слог, как правило, ударный.
Такие дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например «ки» - киска, мех, волосы.
Дети с задержкой речевого развития затрудняются передать акцентно-просодическую модель слова.
Интересной особенностью патологической речи является стремление к употреблению открытых слогов (СГ). Например: слово мяч ребенок произносит как «мятя» или «мя». При полном отсутствии словесных сочетаний словарь ребенка с задержкой речевого развития может включать до 100-150 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок. Если при нормальном речевом развитии однажды воспроизведенная форма быстро захватывает ряды слов, то при речевых нарушениях дети не способны использовать подсказывающий образец. Поэтому их речь изобилует аграмматизмами неограниченное время. Ребенок может сохранить эту особенность и в период обучения в начальной школе.
Характерная особенность речи детей с задержкой речевого развития - неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок.
Предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с диагнозом «Задержка речевого развития» стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.
Основные принципы построения системы коррекционных воздействий
Использование и интеграция разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционной работы.
Расположение речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, явления к абстрактному образу.
Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфики его речевого развития, степени выраженности речевого дефекта, возможностей восприятия коррекционного педагогического воздействия.
При этом система предполагает общий средний тип формирования речевых навыков.
Работа по системе решает следующие задачи:
Выявить причину речевого недоразвития, скоррегировать процессы, вызывающие речевой дефект, подключив к совместной работе специалистов для осуществления комплексного воздействия на ребенка с речевой патологией.
Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:
а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);
б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;
в) пропедевтика математических представлений: формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;
г) развитие графических навыков.
Курс коррекционных занятий рассчитан на учебный год - 8 месяцев - работы с ребенком.
Все виды деятельности, кроме экспрессивной речи, соответствуют определенной лексической теме.
Программа по воспитанию экспрессивной речи и формированию навыков артикуляционной моторики выстраивается вокруг звука, который вызывает логопед у ребенка.
Выделяются следующие разделы в работе по развитию экспрессивной речи:
§ Звуки и звукоподражания; слова с вызванным звуком. Для усвоения этого материала используется альбом по звукопроизношению.
§ Фонетическая ритмика, которая позволяет мышечно ощутить особенности артикуляции вызываемого звука, «поиграть» с этим звуком и его слияниями; произносить звуки и слияния в разных ритмах и с разной силой, сопровождая произношение слогов разными движениями.
§ Формирование элементарной фразы из 2-3-х слогов, содержащих вызванный звук.
§ Формирование доступных грамматических категорий на материале новых слов.
§ Договаривание слов в стихотворениях, потешках, рассказах. Данная система работы достаточно эффективна и хорошо зарекомендовала себя в практическом использовании.
Автор программы апробировала систему в течение трех лет и получила положительные результаты обучения.