Порядок проведения игры-обозрения
1. Формирование команд (если решено участвовать сводными коллективами), выборы их капитанов, составление программ (перечня обязательных жанров и т. д.).
2. Подготовка к концерту каждой команды (время - 15-20 мин, в любом случае не более получаса).
3. Непосредственные выступления команд (каждой отводится по 5-7 мин).
Советы организаторам
Такой концерт хорошо подойдет для праздничных утренников, походных вечеров на привале, в перерыве между трудовыми операциями, перед началом какого-то коллективного творческого дела (особенно, когда ожидание по каким-то причинам затягивается) и т. д.
Однако не стоит превращать его в соревнование между командами. Пусть каждое выступление приносит удовольствие и радость друзьям, а концерт станет своеобразным сюрпризом для них.
Участниками концерта могут быть как постоянные коллективы, так и сводные их объединения, которые создаются различными способами: по жребию, именам участников (объединения тезок -«Вали, Али, Оли и Коли»; «Тани, Ани, Вани, Мани»; «Сережи и Людмилы» и т. п.) или по времени года, когда они родились (например, «Зима», «Лето», «Весна», «Осень») и т. д.
Необходимо помнить, что в игре главным являются проявление каждым из ее участников творческих способностей, находчивости, остроумия и фантазии; сплочение коллектива и поддержание веселого настроения.
Хорошо было бы завершить концерт какой-то общей песней, которая была наиболее удачно исполнена во время командных выступлений.
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОНКУРСЫ- разновидность коллективных дел, развивающих творческие способности каждого из их участников и основанных на обмене знаниями, впечатлениями и интересами.
Литературно-художественные конкурсы лучше всего рассматривать как совместную деятельность друзей (в звездочках, звеньях или творческих бригадах), имеющую свой конечной целью - победу коллектива в соревновании. Вместе с тем, творческие работы (сказки, рассказы, рисунки и др.), созданные в ходе подготовки к конкурсу, должны рассматриваться всеми его участниками как общее достояние, которое будет интересно другим.
Примерный перечень литературно-художественных конкурсов:
• на лучшую сказку (на общую, заявленную всеми его участниками, или свободную тему);
• на лучший рассказ или сказку в картинках с подписями (на общую или свободную тему);
• на лучший коллективный рисунок (на общую или свободную тему);
• на лучшую подрисуночную подпись под одним из рисунков или их серией;
• на лучшее письмо либо лучшую подпись под фотоматериалом.
Советы организаторам
Литературно-художественные конкурсы проводят как за короткое время (час-полтора), так и за несколько дней (или неделю), предоставив его участникам время на подготовку.
Темы и содержание литературно-художественных работ могут быть самыми разными (в зависимости от познавательных интересов их авторов, событий общественно-политической жизни и т. д.).
Взрослые (учителя и родители) в этом случае выступают как друзья и советчики ребят, помогая им в подготовке сюрпризов для остальных участников конкурса.
Творческую работу на конкурс можно сделать коллективно или же в форме эстафеты, передавая ее (будь то сказка, рассказ или рисунок) из рук в руки для продолжения. При этом, необходимо следить за тем, чтобы никто не остался в стороне.
Завершить конкурс лучше всего представленными на нем работами (кто-то из авторов читает свою сказку или демонстрирует рисунки, а другие отвечают на вопросы товарищей) с последующим коллективным обсуждением их достоинств и недостатков.
Чрезвычайно важно обратить внимание ребят как на положительные стороны каждой работы, так и на их недостатки, пытаясь найти возможные пути их устранения.
Жюри конкурса, состоящее из взрослых и ребят старшего возраста, должно стараться так оценивать творческие работы, чтобы никого не обидеть. Для этого подойдут самые разные памятные призы (например, открытки), как «Самым начитанным», «За самый интересный сюжет», «За лучшее исполнение своего рассказа», «За лучшее представление своего рисунка», «За дружную работу» и т. п.
Члены жюри могут также порекомендовать, каким образом использовать представленные на конкурс творческие работы: с какими из них познакомить малышей и их родителей, а какие послать в подарок друзьям.
«ЭСТАФЕТА ЛЮБИМЫХ ЗАНЯТИЙ»- игра-обозрение, в ходе которой каждый член коллектива по очереди рассказывает о своем любимом занятии: с чего началось его увлечение, о своих поисках, удачах и неудачах, о перспективных планах и достижениях; отвечает на вопросы и дает советы товарищам.
В числе любимых занятий могут оказаться рисование и лепка, вышивание, коллекционирование, выпиливание, выжигание по дереву и моделирование, чтение сказок и книг о путешествиях,
сочинение каких-то интересных историй и решение занимательных задач (ребусов, головоломок, кроссвордов и др.), выращивание цветов и уход за домашними животными, фотография или спорт.
Советы организаторам
Предложенную игру-обозрение лучше всего использовать на сборах-встречах небольших коллективов, чтобы она проходила в приятной, доверительной обстановке и носила непринужденный характер, когда даже очень застенчивый ребенок сможет спокойно поделиться с другими своим самым сокровенным. Особенно успешно «Эстафета любимых занятий» проходит в гостях у друзей или родителей одного из ребят. В процессе ее проведения укрепляются товарищеские взаимоотношения между ребятами разного возраста.
«Эстафету любимых занятий» можно устроить не только между представителями небольших коллективов (звеньев, звездочек), двух или нескольких параллельных классов, но и между объединениями старших и младших ребят с участием взрослых, а также между сводными бригадами (объединениями по интересам и общим увлечениям), в том числе и разновозрастными (каждая бригада готовит выступление, рассказывающее о своем любимом деле).
В любом варианте «Эстафета любимых занятий» помогает как можно лучше раскрыть интересы и способности ребят; обменяться своими увлечениями, знаниями и умениями, воспитывая у участников заботливое отношение к коллективу и уважение к каждому из его членов; а также способствует самовоспитанию.
Полезна она еще и тем, что дает толчок к новым коллективным творческим делам, удовлетворяющим интересы ребят, которые проявились во время ее проведения. От нее легко перейти к таким познавательным коллективным творческим делам, как «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн», «Пресс-конференция», «Устный журнал» и т. д.
Взрослые (учителя, родители, вожатые) кроме общей организации эстафеты могут также консультировать ребят при подготовке сборов-встреч, быть ведущими и участниками этого художественного коллективного творческого дела, рассказывая о своих интересах и любимых занятиях.
«ЭСТАФЕТА «РОМАШКА»- игра-обозрение, участники которой придумывают друг для друга какие-то веселые задания на импровизацию и по очереди их выполняют. Игроки могут представлять собой небольшие коллективы (звездочки, звенья и т. п.) или сводные команды (не более 10-15 человек в каждой). В последнем случае организаторы игры должны будут заранее приготовить из бумаги или картона такое количество значков-жетонов (разных рисунков), сколько предполагается создать команд. Участвуя в лотерее, каждый игрок вытаскивает какой-либо значок, означающий его принадлежность к определенной команде.
Организаторы игры изготавливают «ромашку» - картонный круг желтого цвета диаметром 15-20 см с лепестками из белой плотной бумаги и булавками в основании каждого из них. Число лепестков должно совпадать с числом команд или быть вдвое больше, если участники игры пожелают выполнить по два задания.
Затем организаторы игры выбирают (с учетом состава участников) какие-либо веселые задания, помещая на каждом лепестке «ромашки» начало одного из них, например:
• Придумайте и покажите несколько сценок на тему...;
• Сочините и исполните рассказ, который бы начинался так...;
• Изобразите с помощью пантомимы следующие пословицы и поговорки... .
Многоточием обозначается та часть задания, которую необходимо будет придумать уже во время самой игры.
Ход игры Игра состоит из трех этапов и может длиться от одного до двух часов. Перед ее началом участники садятся в круг по командам, каждая их которых выбирает себе капитана и придумывает какое-то шутливое название. В центр образовавшегося круга ведущие кладут (на стол или стул) «ромашку» - ее лепестки (не скрепленные с желтой сердцевиной) обращены вверх стороной, на которой нет текста.
Первый этап.По сигналу ведущих капитаны команд разбирают по лепестку (или по два), а участники каждой из них заканчивают текст задания и вписывают его вместо многоточия, оставленного организаторами. На это отводится 5-10 мин. Первый этап завершается тем, что капитаны вновь составляют из лепестков «ромашку» в произвольном порядке, а ведущие вращают ее, чтобы изменить их расположение.
Второй этап. По сигналу ведущих капитаны команд берут по лепестку (или по два), и каждая команда выполняет (вместе с другими, но в тайне от них) доставшееся ей задание (или два). На это дается 20-30 мин. Затем ведущие собирают команды, чтобы те снова заняли свои места в круге. 42
Третий этап. Ведущий вручает одному из капитанов желтую сердцевину «ромашки». Капитан объявляет задание. После того, как команда его выполнит, капитан прикладывает лепесток к сердцевине и передает эстафету другой команде. Так повторяется до тех пор, пока капитан последней из выступивших команд не вручит ведущим полностью составленную «ромашку». Если команды готовили по два задания, эстафету можно провести в два тура.
Советы организаторам
Необходимо помнить, что эстафета «Ромашка» - это игра, которая носит непринужденный и веселый характер, демонстрирующая находчивость, фантазию и юмор, выявляя индивидуальные творческие способности ребят младшего и старшего возраста и объединяя своих участников в разного вида коллективном поиске и решениях.
Не стоит вводить оценку выполнения заданий в очках или баллах - пусть каждое выступление рассматривается участниками и оценивается ведущими как маленький и оригинальный сюрприз-подарок, приносящий всем радость.
Эта игра для всех. Не нужно бояться участия ребят разного возраста, т. к. решения веселых заданий тем неожиданнее и ярче, чем разнообразнее состав команд, эстафета «Ромашка» способствует сближению детей младшего и старшего возраста подобно общей игре в кругу семьи. Это - отличное средство сплочения коллектива класса, преодоления разобщенности ребят и их объединения со своими учителями на классных и школьных вечерах.