Шаг 4. Упорядочение матрицы результатов.
Значения индивидуальных баллов необходимо отсортировать по возрастанию, для этого в MS Excel:
1. Выделим блок ячеек, содержащих номера испытуемых, матрицу результатов и индивидуальные баллы. Начинать выделение необходимо со столбца X (индивидуальные баллы).
2. На панели инструментов Стандартнаянажимаем на кнопку
Сортировка по возрастанию . Матрица результатов тестирования примет вид, изображенный на рис. 3.
Рис. 3 Упорядоченная матрица результатов
Шаг 5. Графическое представление данных.
Эмпирические результаты тестирования можно представить в виде полигона частот, гистограммы, сглаженной кривой или графика.
Для построения кривых построим еще две таблицы. Упорядочим результаты эксперимента и подсчитаем частоту получения баллов (см. рис. 4-6).
Рис. 4. Ранжированный ряд
Рис. 5. Диалоговое окно функции РАНГ
Рис. 6. Частотное распределение
Для расчета рейтинга (ранга) каждого учащегося по индивидуальным балам необходимо применить функцию РАНГ,которая возвращает ранг числа в списке чисел. Ранг числа – это его величина относительно других значений в списке.
В MS Excel для вычисления ранга используется функция
РАНГ (число; ссылка; порядок),
где Число – адрес на ячейку, для которой определяется ранг.
Ссылка - ссылка на массив индивидуальных баллов (выборка).
Порядок – число, определяющее способ упорядочения. Если порядок равен 0 (нулю), или опущен, то Excel определяет ранг числа так, как если бы ссылка была списком, отсортированным в порядке убывания. Если порядок – любое ненулевое число, то Excel определяет ранг числа так, как если бы ссылка была списком, отсортированным в порядке возрастания.
Примечание. Функция РАНГ присваивает повторяющимся числам одинаковый ранг. При этом наличие повторяющихся чисел влияет на ранг последующих чисел. Например, если в списке целых чисел дважды встречается
число 10, имеющее ранг 5, число 11 будет иметь ранг 7 (ни одно из чисел не будет иметь ранг 6).
По частотному распределению можно построить гистограмму (см. рис.7).
Гистограмму можно построить и по индивидуальным баллам (см. рис. 8).
Рис. 7. Столбиковая гистограмма
Для построения гистограммы по индивидуальным баллам отмените сортировку во второй таблице. Для этого выделим блок ячеек, содержащих номера испытуемых, матрицу результатов и индивидуальные баллы. Начинать выделение необходимо со столбца «Номер испытуемых». На панели инструментов Стандартнаянажимаем на кнопку .
Рис. 8. Гистограмма распределения инд. баллов
При разработке тестов необходимо помнить о том, что кривая распределения индивидуальных баллов, получаемых по репрезентативной выборке, является следствием кривой распределения трудности заданий теста. Этот факт удачно иллюстрируется на рис.9.
Рис. 9. Связь распределения индивидуальных баллов и трудности заданий теста
Для первого распределения слева характерно явное смещение в тесте в сторону легких заданий, что, несомненно, приведет к появлению большого числа завышенных баллов у репрезентативной выборки испытуемых. Большая их часть выполнит почти все задания теста.
Второй случай (слева) отражает существенное смещение в сторону трудных заданий при разработке теста, что не может не сказаться на снижении результатов, поэтому распределение индивидуальных баллов имеет явно выраженный всплеск вблизи начала горизонтальной оси. Основная часть тестируемых выполнит незначительное число наиболее легких заданий теста.
B третьем случае задания теста обладают оптимальной трудностью, поскольку распределение имеет вид нормальной кривой. Отсюда автоматически возникает нормальность распределения индивидуальных баллов репрезентативной выборки испытуемых, что в свою очередь позволяет считать полученное распределение устойчивым по отношению к генеральной совокупности.
В профессионально разработанных нормативно-ориентированных тестах типичным является результат, когда приблизительно 70%учеников выполняют правильно от 30 до 70% заданий теста, а наиболее часто встречается результат в 50%.