ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРЕДМЕТУ. Курс завершается устным или письменным экзаменом, на котором проверяется:
Курс завершается устным или письменным экзаменом, на котором проверяется:
· усвоение теоретического материала курса;
· умение разработать проект педагогического процесса развития речи детей:
· умение прогнозировать и планировать педагогическую деятельность, направленную на решение задач развития речи в условиях конкретного дошкольного учреждения или семьи;
· умение анализировать существующие технологии развития речи детей и обоснованно излагать свою точку зрения на возможности ее использования в современном ДОУ;
· умение творчески использовать технологический инструментарий для решения задач развития речи ребенка в новых (требующих осмысления) ситуациях.
Примерный перечень вопросов к экзамену:
1. Исторические этапы становления педагогических систем речевого развития.Характеристика современного этапа развития теории и технологии развития речи детей.
2. Методологические и естественнонаучные основы развития речи.
3.Цель и задачи педагогической деятельности по развитию речи детей в детском саду. Современные дошкольные образовательные программы о развитии речи дошкольников.
4. Методы и приемы работы по развитию речи детей в детском саду. Принципы моделирования и оптимизации педагогического процесса по развитию речи в детском саду.
5.Теории и технологии воспитания у детей звуковой культуры речи.
6. Теория и технология развития словаря у детей.
7. Теории и технологии развития грамматически правильной речи дошкольников.
8. Теории и технологии развития связной речи. Содержание и организация работы по развитию диалогической речи.
9. Содержание и организация работы по развитию монологической речи. Теории и технологии обучения детей рассказыванию.
10. Теоретические основы пересказа. Виды пересказа, их использование в разных возрастных группах.
11. Теории и технологии подготовки детей к обучению грамоте и чтению.Показатели готовности ребенка к обучению грамоте и чтению.
12. Технологии обучения детей на занятиях по развитию речи.Традиционные и современные подходы к организации занятий по развитию речи.
13. Классификация занятий по развитию речи. Виды и формы взаимодействия воспитателя с ребенком в совместной деятельности: проблемные ситуации, поисковая деятельность, дидактические и развивающие игры.
14. Методика ознакомления детей с художественной литературой. Организация и проведение режиссерских игр и игр-драматизаций.
15. Диагностика речевого развития детей.
16. Планирование работы по развитию речи в детском саду.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА
Язык, речь, речевое развитие, развитие речи, языковое образование, речевая деятельность, диалог, монолог, полилог, ситуативная речь, контекстная речь, связная речь, описательный рассказ, повествовательный рассказ, речь-рассуждение, речевое творчество, словарная работа, развитие словаря, выразительность речи, грамматически правильная речь, звуковая культура речи, грамота, письменная речь.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КУРСА
«Теории и технологии речевого развития детей дошкольного возраста»
Рекомендуемая литература
Основная
Стародубова, Наталья Анатольевна. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : [учеб. пособие для вузов по спец.: 030900 (050703) - Дошкольная педагогика и психология; 031100 (050707) - Педагогика и методика дошкольного образования] / Н. А. Стародубова. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2009. - 255, |
Дополнительная
Теория и методика развития речи детей [Текст] : Пособие для самостоятельной работы : [учеб. пособие для вузов по спец. "Дошкольная педагогика и психология", "Педагогика и методика дошкольного образования"] / [В. И. Яшина [и др.]. - Москва : Академия, 2006. - 191, [ |
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] : [учеб. пособие для фак. дошк. образования пед. вузов] / [Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др.]; под ред. Л. Г. Нисканен. - Москва : Академия, 2002. - 200 |
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: интернет-ресурсы.
Видеозаписи выступлений известных ораторов (политики, юристы, народные вожди)
Интернет ресурсы:
http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена
Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6
Библиотека портала – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/defaultx.asp
Гуманитарная электронная библиотека – http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html
Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/
Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/
Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml
http://www.school.edu.ru - государственные образовательные стандарты общего образования
http://gramota.ru/slovari/
http://www.slovari.ru
Толковый словарь русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю.
Новый словарь русского языка Ефремовой Т.Ф. (филологический толковый словарь академического типа, включает около 250 тыс. семантических единиц; 2001 год).
Толковый словарь Даля В.И. (полное название "Толковый словарь живого великорусского языка").
Российская государственная библиотека (имеется электронный каталог и система поиска).
Русский язык (справочно-информационный портал; содержит Полный электронный орфографический словарь под ред. В.В.Лопатина; Словарь трудностей произношения и ударений в современном русском языке, К.С.Горбачевич, "Норинт", 2000).
Российский общеобразовательный портал [коллекция диктантов по русскому языку (можно прослушивать диктант целиком и по отдельным предложениям)].
Культура письменной речи [имеются разделы: литература, в помощь учителю, справочный и раздел словарей (толковый словарь неологизмов, словарь сочетаемости, словарь паронимов, орфоэпический и др.)].
Нобелевская лекция Иосифа Бродского (о значении языка и литературы).
Русский биографический словарь (сетевая версия) (содержит статьи из русских дореволюционных биографических источников: Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона; Русского биографического словаря Половцева; Энциклопедии братьев Гранат).
Литература (сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы; содержит сетевой литературный журнал "Словесность").
Российский общеобразовательный портал (коллекция произведений мировой художественной культуры).
Российская литературная сеть (доступ к произведениям классической и современной поэзии и прозы).
ПЕРЕЧЕНЬ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ,
АУДИО-, ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ
- СD-rom с записью занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем.»
- Интернет-ресурсы:
- Интернет-учебник «Теория и практика подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте» (Автор содержания: Усачева С.П.); Тверской государственный университет (на дискете)
- Игровые технологии обучения грамоте дошкольников. Кубики Зайцева (на дискете)
- Мультимедиа-презентации на темы:
«Педагогические основы развития речи дошкольников»
«Преемственность в речевом развитии дошкольников»
4. Фолии «Методологические, естественнонаучные и психологические основы развития речи дошкольников»
5. Компьютерные игры по обучению грамоте:
«Веселая азбука» - («Руссобит-М», 2000), «Веселая азбука Кирилла и Мефодия» («Кирилл и Мефодий», 2003), «Баба Яга учится читать» («Медиа-Хауз», «Com.media», 2003), «Как Мышонок буквы ловил» и «Как Мышонок читать учился» («Баюн», ИДДК Групп, 2005).