Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность
· Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей», 2011 г.
· Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.
· Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа ее фиксации в информационной среде.
Отражение требования ФГОС к условиям реализации образовательной программы в требованиях к профессиональной ИКТ-компетентности педагога и ее оцениванию
Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТ-компетентности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТ-компетентности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.
Компоненты ИКТ-компетентности учителя Общепользовательский компонент
· Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
· Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
· Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
· Клавиатурный ввод.
· Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
· Навыки поиска в Интернете и базах данных.
· Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.
Общепедагогический компонент
· Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:
· Планирования и объективного анализа образовательного процесса.
· Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).
· Организации образовательного процесса:
o выдача заданий учащимся,
o проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,
o составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного,
o дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.
· Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования:
o ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,
o следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),
o используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.
· Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.
· Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.
· Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.
· Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.
· Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.
· Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.
· Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.
· Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.
· Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.
Предметно-педагогический компонент
После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.
· Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
· Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).
· Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
· Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).
· Использование цифровых определителей, их дополнение (биология).
· Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
o литературные тексты и экранизации,
o исторические документы, включая исторические карты
(все предметы).
· Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).
· Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).
· Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература).
· Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).
· Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся.