Основные категории педагогики
К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные явления. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.
Основными категориями педагогики выступают: воспитание, обучение, образование, развитие.
Развитие — это объективный процесс внутреннего, последоо вательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
Человечество обеспечивает развитие каждого человека через воспитание, передавая актуальный собственный опыт и опыт предшествующих поколений.
Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком и узком смыслах. Воспитание в широком смысле — это социальное явление, понимаемое как воздействие на личность и общество в целом. Воспитание как социальное явление — это передача культурнооисторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду. При этом воспитатель 1) передает воспитаннику опыт, накопленный человечеством; приобщает его к общечеловеческим ценностям; 2) вводит воспитанников в мир культуры; формирует мировоззрение, отношения (к себе, окружающему миру, труду и т..д.); 3) стимулирует самовоспитание; 4) формирует способы поведения, коммуникативные умения, направленные на продуктивное общение, разрешение конфликтов и трудных жизненных ситуаций.
В свою очередь воспитанник: 1) овладевает опытом человеческих отношений и основаа
ми культуры; 2) работает над собой (занимается самовоспитанием и самообразованием);
3) обучается способам общения и манерам поведения.
Воспитание в узком смысле рассматривают как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, ее взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.). Таким образом, воспитание— это целенаправленное формирование личности на основе развития у нее:
1) определенных отношений;
2) мировоззрения;
3) форм поведения (как проявление отношений и мировозз
зрения).
Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы..
Другая категория педагогики — «обучение»— понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемых или обучаемого, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося. При этом педагог:
1) преподает, т..е. целенаправленно передает знания, опыт, способы деятельности, основы культуры;
2) руководит процессом освоения знаний, умений и навыков; приобретения опыта творческой деятельности;
3) создает условия для развития личности учащегося (его памяти, внимания, мышления)
В свою очередь учащийся:
1) учится, т.е. овладевает учебным материалом и выполняет различные упражнения и задания (с помощью педагога, в группе или самостоятельно);
2) осуществляет самостоятельные наблюдения и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение,классификацию и др.), учебнопоисковую деятельность;
3) самостоятельно осуществляет поиск новой информации(справочников, учебников, сведений из Internet), заниимается самообразованием.
Процесс обучения включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) систем знаний, умений, навыков, опыта деятельности; и учение (деятельность обучаемого) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Следующая категория педагогики — «образование» — понимается:
1) как ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;
2) процесс обучения и воспитания человека;
3) результат процесса обучения;
4) система.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат освоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.
Образование как система — это специально организованная совокупность учебновоспитательных, культурнопросветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебноовоспитательный
процесс в соответствии со стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов.
4. Система педагогических наук.( в конспекте)