Занятие длится один ученический час (45 минут).
1.Вводная, организационная часть (2мин.):
§ Приветствие
§ Знакомство с темой занятия
2. Основная часть (35 мин.):
ТЕОРИЯ:
§ Просмотр обучающей презентации «История авиации»
§ Проведение викторины по пройденному материалу
ПРАКТИКА:
§ Проведение соревнования по запуску контурных моделей планеров
3. Заключительная часть (8 мин.):
§ Подведение итогов занятия (награждение)
Ход учебного занятия
1. Организационная часть
Здравствуйте, ребята. Я рад приветствовать вас на нашем соревновании по запуску контурных моделей самолётов. Темой нашего занятия стала история авиации. Сегодня вы не только узнаете много интересного из мировой истории авиации, но также получите возможность принять непосредственное участие в соревновании. Вашему вниманию предложена презентация «История авиации». Смотрите и слушайте внимательно! Вам предстоит принять участие в викторине по пройденному материалу. За правильные ответы вы получите жетоны, а по их количеству мы определим победителя. Он станет полноправным участником соревнования.
И ТАК В ПУТЬ!
2. Основная часть
ТЕОРИЯ:
Человек мечтал о полётах с незапамятных времён. «Неплохо же вы сохранились, Иван Сергеевич, если помните незапамятные времена!»: скажете вы.
Но всё не так страшно, просто я с детства люблю читать сказки. Именно в них находят воплощение человеческие мечты, перед тем как войти в нашу повседневную жизнь. Не верите? Смотрите. «Катись, катись яблочко наливное по серебряному блюдечку. Покажи нам, блюдечко, страны заморские..». Вспомните пожалуйста. У нас на каждой крыше такое блюдечко-тарелочка есть, а к ней телевизор.
Была сказка, а стала быль. «Свет мой зеркальце скажи я ли на свете всех милее?» Кто бы мог подумать, что такое зеркальце будет у каждой второй юной модницы в заднем кармане джинсов - айфон называется.
1 СЛАЙД
Теперь попробуйте сами назвать мне героев сказок, которые летали. Вспомните, на чём они поднимались в небо? (Баба Яга, маленький Мук, Карлсон, Алладин, барон Мюнхаузен). Проверим, всех ли мы назвали (анимация презентации). Молодцы!
2 СЛАЙД
Кто бы мог подумать, что мечта сможет окрылить человека!
3 СЛАЙД
Мифы античной Греции повествуют о первом полёте человека в небо. Это история знаменитого афинского мастера-изобретателя Дедала и его сына Икара. Спасаясь из заточения на острове Крит, мастер изготовил крылья из птичьих перьев, тростниковых стеблей и воска.
Как говорит наша пословица - «Сказка ложь, да в ней намёк..» и это действительно так. Икар погиб подлетев слишком близко к солнцу. Обезумев от горя, Дедал сломал свои крылья, но подсказал человечеству верный путь к осуществлению своей мечты. Аппарат, которому будет под силу поднять человека в небо должен быть очень лёгким и напоминать крылатую птицу.
4 СЛАЙД
Даже само слово авиация крылато. Оно происходит от латинского слова «Avis» - птица.
5 СЛАЙД
И вот в Париже 21 ноября 1783года состоялся первый полёт человека в небо. Справедливости ради стоит сказать, что летательный аппарат не напоминал птицу, скорее наоборот. В воздух поднялся воздушный шар конструкции братьев Монгольфье (первыми поднялись животные, а за тем люди).
Наполненный горячим воздухом, который легче атмосферного, воздушный шар мог бы поднять нас в небо.
Но он остаётся игрушкой в руках ветра (куда ветер подует, туда он и полетит). Получается, что мечта человечества сбылась не в полной мере. Поиск нужно было продолжать.
6 СЛАЙД
Первым авиатором считается Отто Лилиенталь! В 1891 году он совершил первый полёт на планере собственной конструкции. Дальность полёта составила 25 метров. Посмотрите, его планер действительно похож на птицу. Не уже ли мечта о свободном, управляемом полёте сбылась. Оказалось, что не совсем. Не имея собственного двигателя планер оставался игрушкой в руках ветра. Он не мог самостоятельно подняться в воздух. Мечта снова сбылась только отчасти, а это значит, что наше путешествие должно продолжиться.
7 СЛАЙД
Кто же первым догадался оборудовать планер мотором? Это наш соотечественник, русский военный деятель, контр-адмирал, пионер авиации – Александр Фёдорович Можайский. Именно он оборудовал планер собственной конструкции четырьмя паровыми машинами. 20 июля 1882 года состоялся испытательный полёт, а точнее прыжок первого аэроплана. Из-за значительного перегруза и минимального угла атаки крыла самолёт не смог надолго оторваться от земли. Но сама идея Александра Фёдоровича оказалась верна. Подобно Дедалу он показал человечеству верный путь к осуществлению мечты. 17 декабря 1903 года в Америке братья Райт поднимут в воздух самолёт, оборудованный более лёгкими ДВС.
8СЛАЙД
Наконец-то у человека появился аппарат для полётов, то есть самолёт или правильнее сказать аэроплан? Есть ли вообще разница между этими двумя словами? Посмотрим на них подробнее. Слово аэроплан является двухсоставным. «Аэро» - воздух, пропеллер. «План» - крыло. Если собрать эти два слова вместе получим крыло с пропеллером. Самолёт означает то же самое, что и аэроплан. Значит, разницы между ними нет, и можно употреблять оба эти слова для обозначения летательных аппаратов с двигателем.
9 СЛАЙД
И так у нас появился самолёт. Появилась новая профессия – лётчик, которая считалась самой опасной.
Поднимаясь на сотни метров над землёй, лётчик не имел средств индивидуального спасения. Вы, наверное, уже догадались, что речь у нас сейчас пойдёт о парашюте.
Само слово парашют является двухсоставным. Оно состоит из греческого слова «para» - против и французского «шуте» - падение.
Это удивительно, но первым над созданием устройства против падения задумался знаменитый мастер эпохи возрождения Леонардо ди сер Пьеро да Винчи. Правда его изобретение имело пирамидальный купол и не имело ранца, но формула расчета объёма купола, исходя из веса парашютиста, была верна.
10 СЛАЙД
Парашют современного типа был создан в 1911 году нашим соотечественником Глебом Евгеньевичем Котельниковым. Его конструкция ранцевого парашюта легла в основу всех парашютов мира.
11 СЛАЙД
Основоположником школы «Фигурного летания» или высшего пилотажа является снова наш соотечественник Пётр Николаевич Нестеров. Одна из фигур пилотажа увековечила его имя – это знаменитая «Петля Нестерова», но в мире она больше известна как «Мёртвая петля».
12 СЛАЙД
Самые яркие впечатления может подарить авиа-шоу с участием наших пилотажных групп «Стрижей» и «Витязей». От их мастерства и сложности, выполняемых ими, фигур просто захватывает дух. Тем удивительнее, что многие из них были разработаны много лет назад нашим Петром Николаевичем!
Не мир хочу я удивить,
не для забавы иль задора,
а вас хочу лишь убедить,
что в воздухе везде опора..
13 СЛАЙД
В качестве небольшого анонса нашей будущей встречи, я хотел бы познакомить вас с выдающимися советскими авиаконструкторами.
14 СЛАЙД
Перед вами Николай Николаевич Поликарпов. Конструктор легендарного небесного тихохода У-2, знаменитого истребителя И-16, который получил у наших лётчиков ласковое прозвище – «ишачок» и многих других.
15 СЛАЙД
Андрей Николаевич Туполев занимался разработкой штурмовиков и бомбардировщиков.
16 СЛАЙД
Конструктор гидросамолётов Григорович Дмитрий Павлович.
17 СЛАЙД
Многие выдающиеся лётчики и авиаконструкторы пришли в авиацию из детских планерных секций, студий и школ. Кто знает, может после нашего занятия в вас проснётся интерес к авиации и в будущем вы станете лётчиками, конструкторами или просто людьми неравнодушными к небу….но это в будущем!
А сейчас викторина!
Условия викторины таковы. После зачитывания вопроса готовый к ответу участник должен поднять руку.
Если ответ неверен или не полон, то вопрос переадресуется другим участникам. Не перебивайте друг друга и не подсказывайте. За правильный ответ вы получите жетон. По количеству жетонов мы определим победителя. Напоминаю, что победитель сможет принять участие в нашем соревновании.
18 СЛАЙД
Назовите пять летательных аппаратов из сказок
19 СЛАЙД
Назовите имя античного героя, совершившего первый полёт.
20 СЛАЙД
Расшифруйте слово авиация.
21 СЛАЙД
Какой первый летательный аппарат поднялся в воздух?
22 СЛАЙД
Кто первым додумался поставить на планер двигатель с пропеллером?
23СЛАЙД
Расшифруйте слово аэроплан. Есть ли разница между аэропланом и самолётом?
24 СЛАЙД
Назовите имя основоположника школы высшего пилотажа.
25 СЛАЙД
Расшифруйте слово парашют. Назовите имя нашего соотечественника, изобретателя ранцевого парашюта.
26 СЛАЙД
МОЛОДЦЫ!
Теперь мы должны произвести подсчёт жетонов участников викторины. Участник, получивший большее число жетонов может принять участие в соревновании по запуску моделей самолётов. Участники, показавшие второй и третий результат, награждаются сладкими призами.
ПРАКТИКА:
Вводный инструктаж.
Для участия в соревновании победитель викторины получает три модели самолётов, по одной для каждой дисциплины. Поскольку модели выполнены педагогом участнику начисляются штрафные «-15» баллов.
Соревнование проходит в трёх дисциплинах:
1. Дальность полёта - в зале оборудована посадочная полоса, разбитая на шкалы (метр, два, три,..).
На запуск даётся три результативные попытки. В том месте, где модель коснулась пола или стены считается местом посадки. Результаты трёх попыток суммируются. По результатам запуска всех участников выявляются победители. Участник показавший первый результат получает 15 баллов, второй результат 10 баллов и третий 5 баллов.
№ | Ф.И участника | Запуск на дальность полёта | ||
1 попытка | 2 попытка | 3 попытка | Сумма баллов | Первое место 15 баллов Второе место 10 баллов Третье место 5 баллов |
2. Точность приземления – на расстоянии трёх, шести и девяти метров начерчены круги R-1м. Задача участника попасть в первый круг, за тем во второй и третий. Попадание в первый круг – это 5 баллов, во второй 10 баллов и в третий 15 баллов.
№ | Ф.И участника | Запуск на точность приземления | |||
1 круг (3 метра) 5 баллов | 2 круг (6 метров) 10 баллов | 3 круг (9 метров) 15 баллов | Сумма баллов | ||
3. Фигуры пилотажа – участники запускают модель таким образом, что бы она выполнила фигуру пилотажа (бочка, разворот, петля Нестерова, чакра Иванова, колокол,..). В испытании может участвовать несколько моделей. Каждая выполненная фигура оценивается в 5 баллов.
Суммируя баллы, заработанные участниками в трёх дисциплинах, арбитр определит победителей.
№ | Ф.И участника | Фигуры пилотажа (выполнение фигуры равно 5 баллам) | |||
1 фигура (название) | 2 фигура (название) | 3 фигура (название) | Сумма баллов | ||
Заключительная часть
Награждение победителей грамотами и сладкими призами.
Рефлексия занятия:
Скажите ребята:
· Вам понравилось наше мероприятие?
· Было интересно?
· Хотели бы вы встретиться ещё?
До новых встреч!