Основные требования к методике формирования знаний

Формирование знаний на уроках физической культуры, подчи­няясь общим психолого-педагогическим закономерностям, имеет отличительные особенности, обусловленные своеобразием задач физического воспитания, характером учебно-позиавателыюй дея­тельности занимающихся, местом теоретического материала в структуре и содержании занятий физическими упражнеииями. По­этому при разработке соответствующей методики следует руко­водствоваться не только общедидактическими положениями, но и спецификой предмета.

К методике формирования знаний в процессе физического воспитания предъявляются следующие требования:

Первое требование: она должна обеспечивать полноценность усвоения знаний без ущерба для двигательной активности уча­щихся. Это достижимо при органическом сочетании теоретическо­го материала с содержанием практической деятельности. Напри­мер: с принципами советской системы физического воспитания следует знакомить учеников на примерах их практической дея­тельности в ходе уроков; гигиенические правила выполнения фи­зических упражнений должны излагаться в процессе их разучи­вания; формирование знаний по правилам спортивных игр целе­сообразно осуществлять на примере разъяснения допускаемых учащимися в двусторонней игре ошибок.

Второе требование: используемые формы и методы сообщения теоретического материала должны соответствовать его содержа­нию и конкретным задачам формирования знаний. Возможные случаи реализации данного требования. Вариант 1. Выделив из темы «Физическая культура в социалистическом обществе» более частную тему «Успехи советских спортсменов на международных соревнованиях» для отдельного урока, учитель определяет основ­ным ее содержанием событийные факты социально-политической значимости. Это обусловливает постановку следующей учебной задачи: сформировать у учащихся представление о конкретных событиях и обеспечить осознание их социально-политического зна­чения. При решении подобной задачи целесообразно информацию об именах, результатах участия в соревнованиях и т. п. сочетать с рассказом о спортивной биографии чемпионов, демонстрацией фото- или кинокадров их выступлений, сопровождая все это разъ­яснением престижной функции советского спорта. Вариант 2. Со­держанием темы «Правила безопасности занятий» являются стро-

го установленные положения, недопускающиесвободнойтрактовки. Для отдельного урока учебная задача может быть сформули­рована так: обеспечить прочное запоминангге и осознание личной значимости конкретных правил для предупреждения травматизма. Для решения этой задачи можно использовать словесные инст­рукции, сопровождаемые демонстрацией вариантов расположения мест выполнения учебных заданий и перемещений учеников, по­казом приемов страховки (самостраховки), помощи и т. п.— и все это в сочетании с практическими действиями самих учащихся. Б&риант 3. Главной задачей раскрытия темы «Реакция организ­ма на различные физические нагрузки» является ознакомление с закономерностями изменения работоспособности человека под влиянием физических нагрузок, с последействием их на организм и т. п. Решение такой задачи нельзя обеспечить лишь словесным обучением. Потребуются практические задания, с помощью кото­рых ученик получил бы представление о реакции организма на полученную нагрузку.

Третье требование: методика должна предусматривать реали^ зацию межпредметных связей, т. е. использование знаний уча­щихся по другим предметам (физике, биологии и т. д.) для более глубокого понимания закономерностей движений, причинно-след­ственных зависимостей между отдельными компонентами техни­ки двигательного действия, влияния физических упражнений па организм. Это требует предварительного анализа биодинамиче­ской структуры изучаемого двигательного действия и его потен­циальных развивающих возможностей; знаний о содержании учеб­ного материала соответствующих тем смежных учебных предме­тов; определения последовательности изложения в серии уроков н включения конкретного учебного материала в каждый урок.

Четвертое требование: использование методов активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых (элементов проб­лемного обучения, самостоятельной работы, заданий по самоконт­ролю, взаимоанализу действий партнера и т. п.).

Пятое требование: обеспечение оперативного контроля, позво­ляющего вгюсить своевременные коррективы в действия зани­мающихся и используемую методику. Формами контроля могут быть наблюдения, устный и письменный (по типу программиро­ванного) опрос, специальные задания по применению знаний на практике.

Изложенная методика преподавания теоретического материала обеспечивает наиболее полное проявление образовательных воз­можностей предмета и школьного урока физической культуры.



ГЛАВА V

Наши рекомендации