А) Дети и техника. Михаэла Глёклер[137]
Техника и мультимедийная культура воодушевляют и занимают взрослых, и соответственно – их детей. Взаимодействие с этим электронным миром будет способствовать развитию ребенка в том случае, если мы имеем правильное понимание значения техники для развития человека. Начиная с индустриальной революции в Англии в середине 18 века, начался переход от ручного труда к машинному производству. Основой для этого послужило изобретение паровой машины, за которой последовали поколения двигателей внутреннего сгорания.
С началом широкого технического использования электричества и электрификации домашнего хозяйства ко множеству все более компактных и удобных машин добавилось большое количество измерительных инструментов. Сложно представить, за какой короткий промежуток времени использование электричества распространилось по всему миру, если подумать о том, что электрическая лампочка накаливания, изобретенная Генрихом Гёбелем в 1854 году и усовершенствованная Томасом Эдисоном, лишь в 1879 году достигла экономического успеха. Изобретение кинематографа и угольного микрофона также относится к этому периоду. После второй мировой войны началась третья большая техническая революция. Были созданы машины, способные заниматься интеллектуальной деятельностью, информационные и компьютерные системы. Тем самым по воле человека была облегчена жизнь на физическом, душевном и духовном уровне. Поэтому эта трехступенчатая техническая революция привела к возникновению большой безработицы. Безработица, помимо бедности, вызвала чуть ли не эпидемические проявления ощущения бессмысленности существования, уныния и депрессии. Миллионы людей перестали ощущать себя осмысленно интегрированными в общественную жизнь.
Проблема, возникшая в связи с техническим развитием – конфронтация с определением целей и смыслом проявлений собственной воли, использованием собственных способностей. Ведь работа всегда означает и развитие способностей и переживание осмысленности, которое с нею связано. Отсюда в обращении с техникой при воспитании и обучении действует золотое правило: Вначале необходимо, насколько это возможно, делать работу самому и пережить, ощутить ее, прежде чем отдавать ее машине. Подобно тому, как в процессе исторического развития передача человеческой работы машинам осуществлялась постепенно, точно так же для развития детей и подростков необходимо, чтобы они вначале самостоятельно освоили и развили различные области человеческой работы и различные навыки, прежде чем предоставлять их выполнение соответствующим машинам. Творческие способности тормозятся, когда человек всего ожидает от машин, и мало чего – от себя самого. И если человек не приобрел основанного на собственном опыте понимания масштабов помощи, которую оказывают машины, у него развиваются гипертрофированные претензии и неблагодарность.
Дайте ребенку возможность пережить, что теплая вода далеко не всегда и не везде просто так течет из крана, а свет и электричество вовсе не всегда появляются при нажатии на кнопку. Дайте ему возможность провести каникулы в отдаленной деревне или же в палаточном лагере, подальше от цивилизации, где белье необходимо стирать руками, кипятить воду на костре или на газовой горелке, для того, чтобы ребенок действительно смог оценить блага технических завоеваний.
Предоставьте своему ребенку возможность как можно больше делать самостоятельно, прежде чем эту работу возьмут на себя соответствующие аппараты.
Дайте ребенку возможность научиться петь, рисовать, танцевать, играть в театре прежде чем обрушивать на него целый мир картин, цветов и звуков из оптических и акустических аппаратов, которые заваливают ребенка впечатлениями и грозят подавить его собственные творческие способности.
Договоритесь с учителями о том, чтобы калькулятор в школе использовался только после того, как способности ребенка к самостоятельному счету и в особенности к счету в уме будут развиты до определенной степени.
Почему компьютер должен использоваться и становиться постоянным спутником школьника до того, как тот научится самостоятельно выполнять различные виды работ и ценить это, до того, как ребенок вообще понимает, как компьютер собственно функционирует?
Покажите ему на собственном примере такое обращение с энергией и техникой, чтобы ребенок мог пережить, что ресурсы не являются неограниченными и что использование технических возможностей должно происходить лишь тогда, когда это фактически нужно и осмысленно.
...когда природа, человек и социальное окружение не смешивается с машинами.
Неотъемлемой частью техники является совершенствование и оптимизация. Дефекты исправляются, устаревшие или вышедшие из строя модели выбрасываются. Если подобное отношение, которому мы научились при использовании техники, перенести на людей и природу, возникают проблемы, которые обостряются еще и из-за того, что дети и взрослые общаются со «своим компьютером» или же «своим карманным компьютером» на протяжении многих часов в течении дня очень личным образом. То, чего так часто не хватает человеческим встречам: полное внимание, интерес к реакции, вопросы, проблемы и заботы другого, с ошеломляющей самоочевидностью отдается компьютеру. Чем больше подобного душевного общения происходит с машинами, которые реагируют так, как человек ожидает или же, после необходимых корректировок, начинают соответствовать ожиданиям, там сильнее человек учится поведению, которое подводит его при взаимоотношениях с другими людьми и в особенности с природой. Ведь они реагируют не по заранее предписанным схемам, но на основе их собственных жизненных условий и степени развития.
Человеческое совместное бытие требует способности принимать ошибки и ошибочное поведение, даже если их невозможно «быстро устранить», а вместо этого нужно научиться мириться и жить с ними. Открытость по отношению к процессам обучения, к новому и неожиданному – вот что здесь важнее всего. Тесное душевное взаимодействие с возможностями техники неосознанно требует дистанцированного отношения к окружающему миру, поэтому неудивительно, что при общении с другими людьми на уровне межчеловеческих отношений все «складывается» хуже, возникают «перебои».
Клиффорд Солл – астроном и специалист по защите данных и компьютерной безопасности – в своих книгах «Яйцо кукушки», «Пустыня Интернета» и «Почему компьютерам нечего делать в классах» приводит двойное обоснование в пользу осмысленного использования компьютеров подростками и взрослыми и против использования их в детских садах, начальной школе и дома. Ведь в этом возрасте наиболее высокий приоритет имеет построение и поддержание человеческих взаимоотношений. Дома важную роль играют спокойствие и мир, внимание и тепло, т.е. те качества, которые не сразу приходят в голову, когда думаешь о домашнем компьютере. Если сравнить развитие творческих способностей у человека с развитием техники, то можно обнаружить впечатляющие соответствия. Вернер Шэфер, который в 60–х годах играл музыку стиля бит, в начале 70–х заметил, что с ним что-то не то. Он заметил в себе нарушения внутренней, мыслительной и медитативной жизни, «смазанность» восприятий в области социальной сферы и природных процессов. К числу его работ, связанных с анализом воздействия СМИ, принадлежит таблица, содержащая сведения о том, как с помощью внутренней творческой активности можно выровнять воздействия различных технических средств. Мы приводим ее ниже[138]: