С) Дети и телевизор, компьютерные игры и комиксы. Михаэла Глёклер
Почему именно телевизор так сильно вредит здоровому развитию нервной системы и органов чувств у детей?[140]
Нефизиологический процесс зрения и нарушение интеграции деятельности органов чувств.
Во время смотрения телевизора глаза неподвижно сфокусированы на экране, и движется только картинка. Ребенок сидит в типичной зажатой позе зачарованный экраном, на котором мелькают бесконечные визуальные впечатления. Неподвижность глазных мускулов передается всей мускулатуре тела. При этом зрительный процесс протекает ненормальным образом, поскольку при нормальном рассматривании мускулы глаза движутся чрезвычайно дифференцированно и «обегают» предмет рассмотрения. Кроме того, ни один цвет, ни одна пропорция не соответствует реальности, трехмерное проецируется на плоскость. Задействованы всего лишь два органа чувств: зрение и слух, в то время как другие органы чувств практически не стимулируются, что способствует нарушению их интеграции. Образно выражаясь можно сказать, не только глаза, но и все тело словно помещается в «гипс». Этот факт используют в глазных клиниках терапевтическим образом, назначая пациентам смотреть телевизор на протяжении нескольких часов, поскольку это является единственной возможностью действительно удерживать мышцы глаза в покое. А покой мускулатуры является важной поддержкой для процесса исцеления в прооперированном мускуле. Но что происходит, когда во всем мире огромное количество детей 3–12 лет смотрят телевизор 4–6 часов в день? При средней продолжительности сна в 8 часов и учитывая время, необходимое для приема пищи и для школы, у 12–летнего ребенка остается всего лишь 6 часов на свободные игры, личную активность и подвижные занятия. При этом происходят самые важные процессы, способствующие развитию. Если исходить из довольно оптимистичной цифры – 2 часа смотрения телевизора в день, то можно подсчитать, что 12–летней ребенок провел почти год своей прожитой жизни «в гипсе».
Стимуляция пассивного восприятия информации центральной нервной системой
Обработка впечатлений, проникающих в мозг с экрана, происходит иначе, чем при нормальном, активном процессе зрения, когда глаза постоянно двигаются и воспринимают тончайшие оттенки цветов и реальные предметы одновременно со всеми остальными органами чувств. Поток информации, идущий с экрана, очень сильно превышает способность ребенка к восприятию и самостоятельному осмыслению. Ребенок выхватывает то одно, то другое и часто не может установить взаимосвязей между картинками и услышанным текстом. Происходит стимулирование мозга к отрывочному и ассоциативному мышлению, что влияет на процессы развития тонких нервных связей мозга ребенка. Это означает, что мозг становится инструментом подобных мыслительных процессов. Он становится мало приспособленным к активному и творческому мышлению.
Провоцирование агрессивно–беспокойного поведения
Посмотрев телевизор, ребенок приходит в состояние такого же неестественного двигательного возбуждения, как и то неестественное состояние полной неподвижности, в котором он находился во время просмотра. Это гипервозбуждение связано не столько с содержанием просмотренных передач (жестоких, глупых или познавательных), сколько с этой вынужденной неподвижностью перед экраном. Поэтому дети некоторое время после просмотра телевизора не могут ничем заниматься, склонны к агрессии, пребывают в дурном настроении и ведут себя вызывающе. Негативное содержание передач только усиливает эти проявления.
Дополнительные симптомы и впечатления
• Дети, которые регулярно смотрят телевизор, отличаются от других детей тем, что они:
в общении с другими людьми не чувствуют дистанции и невнимательны,
им сложно вступать в личный контакт,
охотно корчат гримасы и почти не смотрят в глаза,
часто отвечают поверхностно и стереотипно, их интерес к вещам неглубок,
мало читают, предпочитают рассматривать картинки (комиксы и т.п.),
активно не осмысливают прочитанное и увиденное,
обладают низкой способностью к концентрации.
• Происходит стимуляция склонности к алкогольной, медикаментозной и наркотической зависимости, так как дети привыкают получать впечатления и душевные переживания без личных усилий, просто нажимая кнопки.
• Возникает глубокое нарушение развития воли, так как дети неподвижно сидят перед экраном и не могут проявлять своей естественной активности и склонности к подражанию.
• Развитие речи, согласно исследованиям, существенно замедляется.
Часто возражают следующим образом:
• Есть же детские передачи, которые смотрят все дети, я не могу лишить моего ребенка этого!
• Яничего не могу с этим поделать. Телевизор сегодня является частью жизни нормальной семьи. Мне также нужно, чтобы дети смотрели телевизор, для того чтобы я без помех могла позаниматься своими собственными делами.
• Почему же тогда есть телевизионные передачи дл школьников, детские компьютеры и компьютерные программы, если это действительно настолько вредно?
• Все же лучше смотреть телевизор дома, чем у соседей...
• Все же нужно знать, что происходит, и дети хотят участвовать в общих обсуждениях... и т.д.
Мы можем ответить только так: если посмотреть телевизионные передачи, которые рекомендуются для просмотра детям, можно заметить, что они по большей части состоят из фантастических, чуждых реальности ситуаций, образы которых карикатурно–дистанцирующим образом воздействуют на душу ребенка.
Этому созданию чуждого реальности, иллюзорного мира – следует препятствовать и создавать собственные образы, которые возникают при слушании историй и сказок.
Детство является неограниченно растущим сектором рынка, на котором царит индустрия потребления благодаря своей точно рассчитанной рекламе. В США предлагаются компьютерные программы уже для совсем маленьких детей. Поэтому тем более важно, чтобы взрослый осознавал свое поведение как потребителя и развивал компетенцию принятия решений. Ваши дети позже будут вам благодарны, если вы воспитаете их к тому, чтобы проявлять свою собственную активность и здоровое самосознание. Если вы научите их использовать СМИ там, где им это действительно нужно, а не сделаете их зависимыми от них. И еще за то, что их душевное пространство не захламлено карикатурами и псевдоопытом виртуального мира.
Дети, воспитанные без телевизора, являются лучшими товарищами для игр. Что больше способствует развитию самостоятельности – быть как все или находить в себе мужество отвечать: «Мы дома телевизор не смотрим, мы больше любим играть»? Детей, воспитанных без телевизора, особенно любят как товарищей для игр, их охотно приглашают, поскольку собственные дети тогда меньше смотрят телевизор.
• Может быть, соседи будут рады, если их детей пригласят поиграть, и согласятся в свою очередь приглашать ваших детей к себе, и не включать при этом телевизор.
• Что потеряет ребенок, если, например познакомится с природой, человеком и социальной жизнью не по карикатурам на экране, а с помощью собственных переживаний или же по рассказам создавая собственные образы и мысли? Игры, движения и (для уравновешивания) слушание сказки пробуждают в ребенке способности, которые не утрачивают ценности всю жизнь.
• И, наконец, кто финансирует и способствует развитию индустрии развлечений – калеча детей?
Дети, воспитанные без телевизора, являются более здоровыми[141]
Педагогика средств массовой информации (СМИ)
Как научить детей обращаться с телевизором (прототипом оптически–акустических СМИ)? Когда родители начинают разрешать детям смотреть телевизор, самое важное состоит в том, чтобы они сначала смотрели его вместе с ними. Только в этом случае достигается сознательное включение и выключение из этого процесса. Также решающее значение для того, чтобы научить детей самостоятельному и ответственному обращению с телевизором имеет то, чтобы выбор программ для просмотра осуществлялся совместно, и происходило общее обсуждение того, что, как долго и почему мы будем смотреть. Просмотренное затем можно еще раз проработать в разговоре, чтобы таким образом активировать воспринятое пассивно. Позже родители должны по крайней мере знать (и просить рассказывать) о том, что дети посмотрели. Ведь и сейчас помощь в осознании просмотренного часто имеет смысл или является необходимой.
После пубертата все выглядит по-другому. Если подростки до этого времени получали достаточно впечатлений и занимались интересными вещами, тогда смотрение телевизора не превращается для них в странную зачарованную «медитацию» которую они бездумно и регулярно осуществляют, напротив – они становятся зрелыми людьми в отношении использования телевидения. Взрослым следует держать все используемые ими технически средства информации в отдельной комнате, доступ к которой регулируется ими самими. Дети спокойно относятся к тому, что есть вещи, которые относятся к категории «только для взрослых».
Многие педагогические и медицинские точки зрения исходят из того, что якобы необходимо мириться с существующими отношениями как с некой данностью, экстремальные проявления которой необходимо корректировать, не допуская их увеличения. Подобное отношение вредно для ребенка. Оно ведет лишь к замалчиванию проблемы, не меняя привычек и результирующих следствий.
Нам бы хотелось напомнить еще и о том, что за последние 30 лет значимые инициативы по исправлению существующего недопустимого положения вещей были организованны не экспертами, а обычными людьми, которые своими энергичными действиями добились улучшения ситуации, например, в отношении грудного вскармливания и защиты окружающей среды. Таким образом, теневые стороны культуры мультимедиа могут быть преодолены только благодаря тем людям, которые на основе понимания последствий примут собственное решение.
Помощь из Америки[142]
Можно надеяться, что книги, доклады и семинары американского специалиста по компьютерам и одного из создателей Интернета Клиффорда Стола будут способствовать возникновению подобного общественного движения за достойное человека использование культуры СМИ. Некоторые из его ошеломляющих высказываний мы бы хотели привести дословно: «Компьютер изменяет атмосферу класса. Несложно догадаться, что дети любят свой компьютер, и даже детский сад все в большей степени начинает напоминать зал с игровыми автоматами. Машины перетягивают на себя все внимание и интерес, вытесняя пластилин, цветные мелки ... и учителей ...».
Почему-то считается, что компьютер «хороший», потому что он с ним можно взаимодействовать и в нем нет рекламных заставок, а телевизор «плохой», потому что с ним нельзя взаимодействовать и он показывает много рекламы. В общем и целом видео – это тоже «хорошо», потому что там тоже нет рекламы. Мне кажется, для ребенка это все равно. Все эти три информационных источника имеют большой цветной экран, все три показывают любимых героев в быстрых клипах и обеспечивают интеллектуальное возбуждение при минимальной работе мускулов в течении длительного времени.
Допустим, мы хотим добиться нарушений восприятия. Мне сложно представить себе более удачный способ, чем быстрые видеоклипы или компьютерные игры с их автогонками, космическими битвами, стрельбой и грохотом взрывов, кричащими красками. Или подача отрывочной информации из разных источников и средства массовой информации эпохи постмодерна, с их ссылками вместо рассказов. Подростков побуждают к тому, чтобы написать графическую программу, посвященную черепахам, вместо того, чтобы дать им эту черепаху потрогать руками. Короче говоря, детей запирают в электронный класс!
Бесспорно, мультимедийные системы предоставляют оптически привлекательные и возбуждающие картины. Почти на каждой компьютерной программе для детей написано «привлекательная и развлекательная». Но дело в том, что недостаток возбуждения вовсе не является проблемой, скорее наоборот, дети перегружены телевизором, видео и компьютерными приставками с их огромным количеством движущихся картинок. Покажите мне хоть одну компьютерную программу, которая способствует спокойному размышлению! Конечно, существует большое количество компьютерных программ, которые сделаны серьезными профессиональными педагогами, и в которых нет глупых и дешевых трюков. Но в любом случае, использование средств массовой информации означает, что мы учим детей исследовать мир с помощью компьютера, а не с помощью рук, ног и воображения...
Я не знаю менее подходящего для компьютера места, чем детский сад и начальная школа. То, что больше всего нужно 3-летнему ребенку это любовь, личный контакт и прежде всего забота. 4–5-летние дети должны развивать социальные навыки и учиться взаимодействовать с другими. Им надо играть с настоящими предметами, а не с виртуальными картинками...
Для счетного устройства и компьютера все ошибки тривиальны. Когда у школьника получается неправильный ответ, он часто говорит: «О, я просто нажал не на ту клавишу», вместо того, чтобы подумать над тем, что он, возможно, выбрал неправильный способ решения. Когда школьник совершает ошибку, хороший преподаватель математики просит показать ему черновики, для того, чтобы понять – является ли эта ошибка просто результатом арифметических действий, или же школьник не понял задачи в принципе. Учитель поставит хорошую оценку, если ход мысли был правильным, но в расчеты вкралась ошибка. Для него важна работа, которую школьник проделал, чтобы прийти к решению, а не результат. Если же при расчетах используется калькулятор, мы не узнаем, в чем ошибка, и никакой учитель тут не поможет...
Как влияют компьютеры на преподавание математики? За последние 15 лет в университетах значительно увеличилось количество вспомогательных курсов по математике. Там преподают начала алгебры, материал 7–8 классов, потому что 2/3 студентов не владеют этим школьным материалом...
В 30–е годы люди думали, что электрификация деревни сделает возможным существование семейных сельскохозяйственных предприятий. После 30 лет интенсивных попыток во всех деревнях появилось электричество. А как же семейные предприятия? Их больше нет!
В 50–е годы телевизор расхваливали на все лады как источник образования. Учителя приносили его в класс, и даже в самых бедных семьях старались его купить. И в начале все было хорошо, так как правительство финансировало телевизионные учебные программы. Но что вы скажете теперь о телевизоре, как о самом лучшем преподавателе и источнике образования?
В начале 80–х годов умело пропагандировали лозунг, что телевизионные спутники посредством трансляции программ по всему миру приведут к объединению Земли, например под эгидой музыкального телевидения MTV. Естественно, мы воспринимаем другие культуры: расслабившись перед телевизором или через замочную скважину Интернета. У нас появляются картинки, но не понимание. Вместо того, чтобы действительно сделать мир меньше, и способствовать его объединению, поверхностная электронная информационная система еще дальше отдаляет нас от других культур...
Надежность и умение вызывать доверие никогда нельзя будет получить из Интернета, и через сто лет нельзя будет научиться общаться с людьми с помощью компьютера. Напротив, то время, которое мы проводим, лазая по Интернету, это время, за которое наша способность общения с людьми скорее ухудшается. Тот, кто предпочитает жить в мире, где люди изолированы друг от друга, и в обществе, в котором люди не уживаются друг с другом, для того самым лучшим способом будет поместить детей в компьютерное пространство и велеть им общаться друг с другом только электронным образом.