Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ | ||||||
1.1. | Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста. | |||||
Итого по модулю | ||||||
Раздел 2. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ | ||||||
2.1. | Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте | |||||
2.2. | Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте | |||||
2.3. | Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте | |||||
Итого по разделу | ||||||
3. | Раздел 3. КОРРЕКЦИОННО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ОТКЛОННИЙЯХ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕТЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | |||||
3.1. | Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия | |||||
3.2. | Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте | |||||
3.3. | Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте | |||||
Итого по разделу | ||||||
Всего |
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Название раздела 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ | ||||||
Требования к результатам освоения Раздела: З.1., З.2; У.1., У.2.; В.1., В.2. | ||||||
Содержание раздела Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста Развитие речи как становление языковых единиц и правил их сочетания в процессе социальной коммуникации при нейробиологической готовности церебральных систем и подсистем и как объект направленного воздействия. Нейрофизиологический и нейропсихологический аспекты речевого онтогенеза. Психофизиологическая основа речи и речевой деятельности. Развитие мозговой организации речевых процессов «снизу вверх» (Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн). Онтогенез функциональной акустико-речевой системы. Межполушарное взаимодействие в процессе речевого онтогенеза. Фонематические компоненты речевого развития в раннем возрасте. Л.С. Выготский о восприятии звучащей речи. Этапы становления фонематического восприятия, выделенные Р.Е. Левиной. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте (Н.Х. Швачкин). Двигательные основы артикуляции. Свойства артикуляции, формирующиеся в процессе онтогенеза. Становление артикуляционного праксиса. Суперсегментные компоненты речи и их онтогенез. Интонация как единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения. Генезис восприятия и воспроизведения интонационных средств. Усвоение ребенком ритма как звуковой организации речи при помощи чередования ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Модель речевого развития ребенка раннего возраста | ||||||
План лекций | План семинарских занятий | |||||
Лекция 1. Тема: 1.1. Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста. Кол-во часов: 4. План: 1. Речевое развитие в лингвистической, психологической и педагогической парадигмах. 2. Морфогенез речевых процессов 3. Онтогенез психофизиологических компонентов 4. Онтогенез когнитивных компонентов. 5. Модель речевого развития ребенка раннего возраста Список литературы: [5, 7, 9, 12, 14, 21, 22, 26, 43]. Информационное обеспечение:Мультимедийная презентация «Модель психоречевого развития ребёнка раннего возраста» | Практическое занятие 1. Тема: 1.1. Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста Кол-во часов: 2. План: 1. Речевое развитие в лингвистической, психологической и педагогической парадигмах. 2. Морфогенез речевых процессов 3. Онтогенез психофизиологических компонентов 4. Онтогенез когнитивных компонентов. 5. Модель речевого развития ребенка раннего возраста Список литературы: [5, 7, 9, 12, 14, 21, 22, 26, 43]. Информационное обеспечение:Мультимедийные презентации, подготовленные по вопросам плана | |||||
Самостоятельная работа | ||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |||||
1. Мультимедийная презентация «Зрительное восприятие ребёнка раннего возраста». – 5 баллов. 2. Реферат «М.И. Лисина об онтогенезе общения в раннем возраста» - 3 балла. 3. Доклад «А.Г. Рузская об эволюции общения ребёнка раннего возраста со сверстниками» - 3 балла. 4. Проблемная ситуация «Общение неговорящего ребёнка» - 7 баллов. | 1. Презентация к выступлению на практическом занятии - 2 балла. 2. Реферат «Онтогенез коммуникативных средств в раннем возрасте». – 3 балла 3. Доклад «Неречевые и речевые средства общения ребёнка раннего возраста» - 5 баллов | |||||
Паспорт оценочных средств по разделу | ||||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | наименование оценочного средства | |||||
ПК-1 способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ З.1. Основные принципы, положения и содержание диагностики различных типов отклонений речевого развития в раннем возрасте. З.2. Принципы, положения и структуру индивидуального коррекционно-образовательного маршрута | Мультимедийные презентации к практическим занятиям | |||||
ПК-1 способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ У.1. Выявлять различные варианты отклонений в овладении речью в раннем возрасте. У.2. Создавать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут в соответствии с выявленным вариантом отклонения в овладении речью | Таблицы «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста» | |||||
ПК-1 способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ В.1. Навыками обследования детей раннего возраста. В.2. Технологиями определения путей коррекции с учетом индивидуального и дифференцированного подходов | Логопедическое заключение. График обследования. Индивидуальный коррекционно-предупредительный маршрут | |||||
Название раздела 2.МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ | ||||||
Требования к результатам освоения раздела: З.3., З.4., У.3., У.4., В.3., В.4. | ||||||
Содержание раздела 2.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте Основные методы обследования ребенка раннего возраста. Этапы обследования детей: логопедическое обследование; изучение когнитивного, языкового и психофизиологического компонентов речевого развития; определение типологии отклонений. Комплексность выявления отклонений речевого развития на третьем году жизни. Логопедическое обследование. Сбор анамнестических данных. 2.2. Изучение когнитивной, языковой и психофизиологической составляющих речевого развития ребенка Изучение когнитивной составляющей: состояние игры, речевой активности в игре, стимуляции речевого развития близким взрослым окружением, эмоционального реагирования ребенка. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в когнитивной составляющей. Изучение языковой составляющей: ритмическая организация речевой продукции, интонация. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в языковой составляющей. Изучение психофизиологической составляющей: двигательные основы артикуляции, фонематическое восприятие. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в психофизиологической составляющей. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте. 2.3. Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте Понятие отклонений речевого развития в раннем возрасте. Дифференциация задержки речевого развития и отклонений речевого развития до трех лет. Основные типы отклонений речевого развития | ||||||
План лекций | План семинарских занятий | |||||
Лекция 2. Тема: 2.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте. Кол-во часов: 4. План: 1. Комплексность диагностики отклонений речевого развития в раннем возрасте. 2. Организация диагностики на третьем году жизни. 3. Изучаемые параметры. 4. Диагностические средства Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40]. Информационное обеспечение: Мультимедийная презентация «Параметры диагностики психоречевого развития в раннем возрасте», 11 фрагментов учебного фильма «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста», компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста» | Практическое занятие 2. Тема: 2.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте Кол-во часов: 4. План: 1. Выявление отклонений речевого развития в раннем возрасте. 2. Организация обследования ребёнка раннего возраста. 3. Методы и приёмы диагностики речевого развития ребёнка раннего возраста. 4. Параметры диагностики и средства диагностики. Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40]. Информационное обеспечение:практическое обследование детей на базе ДОУ по диагностическим таблицам | |||||
Лекция 3. Тема: 2.2. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте Кол-во часов: 2. План: 1. Признаки отклонений в психофизиологическом компоненте 2. Признаки отклонений в когнитивном компоненте 3. Признаки отклонений в языковом компоненте Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40]. Информационное обеспечение: 11 фрагментов учебного фильма «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста» | Практическое занятие 3. Тема: 2.2. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте Кол-во часов: 2. План: 1. Показатели отклоняющего типа развития речи в психофизиологических компонентах. 2. Показатели недоразвития речи в раннем возрасте в когнитивном и коммуникативном компонентах. 3. Недоразвитие языковых средств общения в раннем возрасте Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40]. Информационное обеспечение:мультимединая презентация заполненных в процессе обследования детей раннего возраста диагностических таблиц | |||||
Лекция 4. Тема: 2.3. Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте Кол-во часов: 2. План: 1. Понятие отклонений речевого развития в раннем возрасте. 2. Основные типы отклонений речевого развития. 3.Дифференциация задержки речевого развития и отклонений речевого развития до трех лет. Список литературы: [3, 5]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации «Дифференциальная диагностика речевого развития ребёнка раннего возраста», «Типы отклонений речевого развития в раннем возрасте»; компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста» | Практическое занятие 4. Тема: 2.3. Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте Кол-во часов: 2. План: 1. Отклонения речевого развития в раннем возрасте как особая форма дизонтогенеза. 2. Типы отклонений речевого развития в раннем возрасте. 3. Дифференциальная диагностика нормального речевого развития, Задержки речевого развития и различных типов отклонений в овладении речью Список литературы: [3, 5]. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация «Результаты диагностики психоречевого развития реюёнка раннего возраста», компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста» | |||||
Самостоятельная работа | ||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |||||
1. Анализ медицинской документации детей раннего возраста, посещающих ДОУ, определение группы риска по отклонениям речевого развития. – 3 балла. 2. Таблицы обследования компонентов психоречевого развития ребёнка. – 3 балла. 3. Дифференциация ЗРР и отклонений в овладении речью. – 5 баллов. 4. Наглядно-дидактический материал для обследования детей раннего возраста. – 7 баллов. 5. Итоговый график «Состояние психоречевого развития ребёнка раннего возраста» - 3 балла. 6. Определение типа отклонения в овладении речью. – 3 балла. | 1. Мультимедийные презентации к практическим занятиям. – 2 балла 2. Видеозаписи обследования различных компонентов психоречевого развития ребёнка. – 5 баллов 3. Скриншоты результатов компьютерного обследования ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью. – 2 балла. 4. Составление списка интернет-ресурсов по проблеме обследования речи ребёнка раннего возраста. – 2 балла. | |||||
Паспорт оценочных средств по разделу | ||||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | наименование оценочного средства | |||||
ПК-3 готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ 3.3.Стуктуру недоразвития с учётом возрастных особенностей речевого развития в раннем возрасте. З.4. Зону актуального и зону ближайшего развития ребёнка раннего возраста с различными вариантами отклонений в овладении речью | Таблицы «Обследование психоречевого развития ребёнка раннего возраста» Итоговый график обследования состояния психоречевого развития ребёнка раннего возраста | |||||
ПК-3 готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ У.3. Выявлять нарушенные параметры развития и компенсаторные возможности в раннем возрасте. У.4. Планировать коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте с учётом структуры недоразвития, зоны актуального и зоны ближайшего развития | Индивидуальный коррекционно-воспитательный маршрут ребёнка раннего возраста | |||||
ПК-3 готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ В.3. Методами и приемами диагностики отклонений в овладении речью в раннем возрасте. В.4. Технологиями планирования коррекционно-образовательной деятельности в раннем возрасте с учётом зоны актуального и зоны ближайшего развития ребёнка | Контроль проведения обследования ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью на базе МБДОУ Рекомендации для специалистов и родителей по результатам обследования ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью | |||||
Название раздела 3 КОРРЕКЦИОННО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ОТКЛОНЕНИЯХ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | ||||||
Требования к результатам освоения раздела: З.5., З.6, У.5., У.6., В.5., В.6. | ||||||
Содержание раздела 3.1.Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия Понятие коррекционно-предупредительное воздействия. Методологическая база превентивной логопедической коррекции. Принципы раннего логопедического вмешательства. 3.2 Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте Комплексность коррекционного воздействия. Основные блоки направленной работы по коррекции и предупреждению отклонений речевого развития в раннем возрасте. Содержание клинико-логопедического, музыкально-логопедического и социально-педагогического блоков коррекционного воздействия на выделенные «узловые образования» (Р.Е. Левина) речевого развития в раннем возрасте. 3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте Команда специалистов-участников коррекционно-предупредительного воздействия. Этапы и основные организационные формы реализации раннего вмешательства в клинико-логопедическом, музыкально-логопедическом, социально-педагогическом блоках. Организация активного участия семьи в раннем логопедическом воздействии | ||||||
План лекций | План семинарских занятий | |||||
Лекция 5. Тема: 3.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия Кол-во часов: 2. План: 1. Принципы коррекционно-предупредительного воздействия 2. Основные блоки воздействия. 3. Методы и приемы коррекционно-предупредительного воздействия Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25]. Информационное обеспечение:мультимедийная презентация «коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте» | Практическое занятие 5. Тема: 3.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия Кол-во часов: 2. План: 1. Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте. 2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью. 3. Планирование музыкально-логопедических фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25]. Информационное обеспечение:мультимедийная презентация «Конспект музыкально-логопедического занятия с детьми раннего возраста» | |||||
Лекция 6. Тема: 3.2. Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте Кол-во часов: 2. План: 1. Логопедическое воздействие при отклонениях речевого развития. 2. Работа с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. 3. Алгоритм фронтального музыкально-логопедического занятия с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. 4. Содержание индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25]. Информационное обеспечение: Видеозаписи музыкально-логопедических занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью | Практическое занятие 6. Тема: 3.2. Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте Кол-во часов: 2. План: 1. Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте. 2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью. 3. Планирование фронтальных музыкально-логопедических и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Список литературы:[1, 5, 14, 16, 25]. Информационное обеспечение:видеозаписи, проведённых студентами фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью | |||||
Лекция 7. Тема: 3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития Кол-во часов: 2. План: 1. Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте. 2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью. 3. Планирование фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25]. Информационное обеспечение: Мультимедийная презентация «Планирование коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте» | Практическое занятие 7. Тема: 3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития Кол-во часов: 2. План: 1. Специфика работы с родителями детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. 2. Планирование работы с родителями. 3. Формы работы учителя-логопеда с семьёй ребёнка с отклонениями в овладении речью. 4. Консультационная работа с педагогами и другими специалистами. Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25]. Информационное обеспечение:Мультимедийная презентация «Консультация для родителей ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью» | |||||
Самостоятельная работа | ||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |||||
1. Конспект фронтального занятия с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. – 5 баллов. 2. Видеозапись индивидуального занятия с ребёнком раннего возраста с отклонениями в овладении речью. – 8 баллов. 3. Видеозапись фронтального занятия с подгруппой детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. – 8 баллов. 4. Консультация для родителей. – 5 баллов. 5. Отзывы родителей о консультации. – 8 баллов. | 1. Мультимедийные презентации консультаций для специалистов по вопросам психоречевого развития ребёнка раннего возраста. – 3 балла. 2. Мультимедийные презентации консультаций для родителей, воспитывающих детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. – 3 балла. 3. Ведение группы в социальных сетях по вопросам коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте – 5 баллов. | |||||
Паспорт оценочных средств по разделу | ||||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | наименование оценочного средства | |||||
ПК-7 готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением З.5. Принципы и специфику консультирования семей и ближайшего взрослого, воспитывающих ребёнка раннего возраста. 3.6. Деонтологический кодекс | Консультация для родителей, воспитывающих ребёнка раннего возраста с ООР | |||||
ПК-7 готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением У.5. Планировать тематику и основные направления консультирования родителей и ближайшего взрослого окружения. У.6. Устанавливать конструктивное взаимодействие с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью | План консультаций для родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ООР | |||||
ПК-7 готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением В.5. Методами и приёмами различных форм консультационной работы с родителями и педагогами детей раннего возраста. В.6. Методами и приёмами установления безконфликтного взаимодействия с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью | Отзыв родителей о проведённой консультации | |||||
Максимальное количество баллов по дисциплине 105 (задания инвариантной части) + 60 (выступления на практических занятиях) = 165 баллов