Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

Начальное образование. Дошкольное образование.

Челябинск 2015

Лист согласования

Разработчики:        
         
Доцент       П.Г.Рябчук
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
Программа одобрена на заседании кафедры « »   августа 2015 Протокол
         
Заведующий кафедрой       О.Э. Иванова
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
Одобрено представителем работодателя  
    (подпись)   (инициалы, фамилия, должность, место работы)
Руководитель ОПОП       Д.Н. Корнеев
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
Декан факультета       Ф.Х. Хабибуллин
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
                         

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра социально – педагогического образования

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«28» августа 2015 г.

Протокол № 7

Зав. кафедрой _______.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Экономика образования

(учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)

Направление: 44.03.05 Педагогическое образование

(код, наименование)

Уровень образования: бакалавриат

Направленность (профиль):

Начальное образование. Дошкольное образование.

Челябинск, 2015

ГЛАВЛЕНИЕ

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………….6

3 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 13

4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... …………………………………………………………………………………………………….14

5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 15

6 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 16

7 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 19

8 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 19

9 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 19

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 20


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.1. Место дисциплины в образовательной программе. При изучении дисциплины студенты знакомятся с механизмом функционирования хозяйствования образовательных структур. Изучается имущественный комплекс учреждений, состав и источники их образования. Данная дисциплина (Б1.Б4) входит в гумманитарный, социальный и экономический цикл (базовая часть) дисциплин. Трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 10 часов - из них аудиторная (10 часов: 6 часов лекционных и 4 часов практически) и самостоятельная (891 час). Реализуется во II семестре. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в II семестре.

Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ экономической теории, издержек производства, понятия доходов и расходов, их видов. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты знакомятся с базовыми теоретическими знаниями понятия имущественного комплекса учреждения, его состав и структура, доходы и расходы, источники их формирования и направления их расходования. Освоят механизм формирования калькуляций на образовательные услуги.

1.4. Цели дисциплины:

Цель и задачи освоения учебной дисциплины

Основная цель обучения дисциплине – формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в области экономических отношений, складывающихся в системе образования.

Задачидисциплины «Экономика образования»:

1. Изучение теоретических основ экономики образовательного учреждения.

2. Выявление основных проблем образования как отрасль национальной экономики.

3. Управление и маркетинг как элемент управления в образовании.

4. Изучение рынка образовательных услуг.

5. Финансирование образовательного учреждения.

6. Изучить подходы к начислению заработной платы в образовательном учреждении.

7. Изучение материально – технической базы образовательного учреждения.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине. Планируемые результаты обучения

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать уметь владеть
способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2) З.1 Экономическую систему образовательного учреждения. У.1Сформировать состав имущества по активам и источникам их формирования. В.1 Способами формирования калькуляций на образовательные услуги.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
Раздел 1. «Экономика образования и рынок образовательных услуг»  
1.1. Образование как отрасль национальной экономики и его структура 0,5   0,5
1.2. Управление и маркетинг в системе образования 0,5   0,5
Раздел 2. «Доходы и расходы в системе образования»  
2.1. Финансирование системы образования и его источники 1,5   17,5
2.2. Труд и заработная плата в системе образования 1,5   17,5
2.3. Материально-техническая база образовательных учреждений  
Форма контроля экзамен
  Всего  
Итого – 108 часов

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Тема План Методическое обеспечение
Раздел 1. «Экономика образования и рынок образовательных услуг» (36 час)
1.1 ОПК 2. З1.У 1. В1.
1.2 Содержание раздела. Понятие «система образования». Законы России о сущности и составных частях понятия «система образования». «Экономика образования» как научная и учебная дисциплина. Образование как приоритетная отрасль экономики. Экономические функции образования. Отраслевая структура системы образования. Образование как некоммерческая отрасль экономики: некоммерческие организации и некоммерческий сектор. Система органов управления образованием и её уровни. Компетен­ции федеральных, региональных и местных органов самоуправления в области образования. Оптимизация административных и экономи­ческих методов управления. Образовательные услуги как товар и их особенности. Рынок образовательных услуг и его характерные черты. Сектора рынка, виды платных услуг в образовании; цена услуг образования.
1.3 План лекционного курса
1.3.1 Тема 1 «Образование как отрасль национальной экономики и его структура» 1. Образование как отрасль. 2. Роль образования в экономике. 3. Вклад образования в занятость. 4. Вклад образования с подготовку рабочих кадров. Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
1.3.2 Тема 2«Управление и маркетинг в системе образования» 1. Аппарат управления в системе образования. 2. Уровни образования. 3. Маркетинговая деятельность в ВПО и СПО.   Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
1.4 Планы практических/семинарских занятий
1.4.1 Тема 1 «Образование как отрасль национальной экономики и его структура» 5. Образование как отрасль. 6. Роль образования в экономике. 7. Вклад образования в занятость. 8. Вклад образования с подготовку рабочих кадров. Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
1.4.2 Тема 2«Управление и маркетинг в системе образования» 4. Аппарат управления в системе образования. 5. Уровни образования. 6. Маркетинговая деятельность в ВПО и СПО.   Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
1.6. Самостоятельная работа
  Инвариантная часть Вариативная часть
  Тема 1. Образование как отрасль национальной экономики и его структура. Представить материал по вкладу системы образования в ВВП, занятость РФ. 3. балла Система образования РФ. Уровни системы образования. 5 баллов Тема 2. Управление и маркетинг в системе образования. Основные направления маркетинговой деятельности в системе образования. 7 баллов Обзор материалов по нормативному регулированию экономической деятельности в образовании РФ – 3. Изучение локального нормативного обеспечения образовательного процесса – 3. Формирование устава ОУ – 5.  
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2) тест
Раздел 2 Доходы и расходы в системе образования (49 часов)
2.1 ОПК 2. З 1. У 1. В 1.
2.2 Содержание раздела. Источники финансирования образования; классификация расходов на образование; сметное финансирование; позитивные и негативные моменты централизованного финансирования. Основные направления оптимизации финансового положения учебных заведений: изменения бюджетного финансирования; образовательные ваучеры; многоканальность финансирования образования. Внедрение методов самофинансирования и хозрасчетной деятельности. Особенности налогообложения в сфере образования. Смета бюджетного учреждения, бюджетная классификация. Особенности распоряжения бюджетными средствами. Труд работников образования и его особенности. Интеллек­туальный и творческий характер данного вида труда. Аттестация работников образования как инструмент стимули­рования труда. Квалификационные категории в качестве норматив­ных критериев уровня квалификации, профессионализма и продук­тивности педагогического и управленческого труда в школах. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях. Функ­ции заработной платы. Законодательное регулирование заработной платы педагогов. Количественные и качественные параметры опреде­ления тарифных ставок и окладов педагогических работников. Новая система оплаты труда в системе образования (НСОТ) и ее значение. Основные крите­рии тарификации работников образования. Тарифные ко­эффициенты рабочих, учебно-вспомогательного персонала, учителей, профессорско-преподавательского состава учебных заведений. Доп­латы и надбавки к зарплате работников образования. Методы мотивации и стимулирования труда. Власть, влияние и партнерство в образовании. Управление конфликтом в образовательном учреждении. Сущность, назначение и специфика материально-технической базы образовательного комплекса. Основные и оборотные фонды. Со­став основных фондов. Состояние учебно-материальной базы сферы образования в Рос­сии и за рубежом. Основные направления ее развития. Расширенное воспроизводство основных фондов, капиталовло­жения на цели образования. Расчет потребности в инвестициях на развитие общеобразовательных школ. Расчет потребности в основных видах оборудования для укрепления учебно-материальной базы. Ма­териально-техническое снабжение и его роль в упрочнении этой базы.
2.3 План лекционного курса
2.3.1 Тема 1«Финансирование системы образования и его источники» 1. Понятие финансирования. 2. Источники финансирования образовательных учреждений. 3. Внебюджетное финансирование учреждений. Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. 1.Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
2.3.2 Тема 2 «Труд и заработная плата в системе образования» 1. Новая система оплаты труда в образовании. 2. ПКГ и КУ в образовании. 3. Состав стимулирующих и компенсационных доплат в образовании.. 4. Эффективный контракт.   Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. 1.Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
2.3.3. Тема 3 «Материально-техническая база образовательных учреждений» 1. Имущественный комплекс образовательного учреждения. 2. Основы материально – технического обеспечения образовательного учреждения. Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
2.4 Планы практических/семинарских занятий
2.4.1 Тема 1«Финансирование системы образования и его источники» 4. Понятие финансирования. 5. Источники финансирования образовательных учреждений. 6. Внебюджетное финансирование учреждений. Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. 2.Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
2.4.2 Тема 2 «Труд и заработная плата в системе образования» 5. Новая система оплаты труда в образовании. 6. ПКГ и КУ в образовании. 7. Состав стимулирующих и компенсационных доплат в образовании.. 8. Эффективный контракт.   Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. 2.Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
2.4.3. Тема 3 «Материально-техническая база образовательных учреждений» 1. Имущественный комплекс образовательного учреждения. 2. Основы материально – технического обеспечения образовательного учреждения. Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
  2.5. Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема 1. Финансирование системы образования и его источники Построить таблицу по источникам и формам финансирования образовательного учреждения. 1 балл Тема 2. Материально-техническая база образовательных учреждений. Сформировать таблицу по основам закупок для нужд образовательных учреждений 3 балла Изучение Состава и структуры имущественного комплекса образовательного учреждения – 3 Расчет заработной платы педагога – 3. Формирование штатного расписания образовательного учреждения. Расчет штатов. – 5 балов.
2.5. Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2) Решение задачи
                   

Максимальное количество баллов по дисциплине 27 (задания инвариантной части) + 20 (выступления на практических занятиях) = 47 баллов

Наши рекомендации