Анализ качества выпускаемых товаров и систем принимаемых мер.
Контроль и целесообразность требований качества во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат).
Контроль качества во время закупок (документация, контроль).
Обозначение изделий и возможность контроля их качества.
Контроль качества во время производства, выпуска товаров, продукции (планирование процесса, инструкции, квалификация, контроль).
Проверка качества выпущенных товаров (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний).
Контроль качества при хранении, перемещении, упаковке, отправке.
Документирование качества выпускаемых товаров.
Внутрифирменный контроль за системой поддержания качества.
Анализ качества выпускаемых товаров и систем принимаемых мер.
Качество как продуктов, так и услуг является стандартизированной категорией. Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Также можно отметить такую характеристику качества, как неустойчивость, изменчивость качества продукции, которая проявляется не только в двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют место так называемые частные отклонения качества от установленных требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технологической природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования, с помощью которого изготовляется и используется продукция, и т. д. Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества – это неустойчивость и изменчивость потребностей. Параметры продукции могут строго соответствовать нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе. Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело.[8]
Качество продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества. Широко распространена классификация свойств предметов по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:
- показатели назначения товара;
- показатели надежности;
- показатели стандартизации и унификации;
- эстетические показатели;
- показатели транспортабельности;
- патентно-правовые показатели;
- экологические показатели;
- показатели безопасности.[4]
С точки зрения оценивания качества, качество представляют в виде иерархической структуры «деревьев свойств». На самом низком (нулевом) уровне «иерархического дерева свойств» находится качество как обобщённое комплексное свойство продукции, на самом верхнем – простые единичные свойства.
Построение «иерархического дерева качества» начинают с составления перечня единичных показателей качества (единичных свойств), которые могут оказаться существенными для решаемой задачи оценивания качества.
В «дерево свойств» не следует включать показатели, находящиеся в функциональной зависимости с другими показателями «дерева». Выбор единичных показателей качества обосновывают.
После составления списка показателей, их объединяют в группы по характеризуемым свойствам: назначения, технологичности, безопасности и другие.
Расчёт комплексного показателя качества требует определения коэффициентов весомости. Комплексными показателями качества являются главные, интегральные и средневзвешенные. Когда это возможно, для оценки используется главный показатель, который наиболее полно отражает основное назначение продукции.
Глоссарий.
Оценка - в философии - отношение к социальным явлениям, человеческойдеятельности, поведению, установление их значимости, соответствияопределенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласиеили критика и т. п.). Определяется социальной позицией, мировоззрением,уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развития человека. Сдругой стороны, учет мотивов, средств и целей действия, его условий, местав системе поведения личности - необходимое условие правильной оценки этого действия.