В каждом вопросе заданий этой части может быть только один ответ

Открытого ученического конкурса

Для обучающихся 5-6 классов

Моя малая Родина – Сибирь» -2016

Поэт Флор Васильев написал замечательные строки:

«Родины себе не выбираем,

Имени себе мы не даем,

Землю, где родились и живем,

С детства называем Отчим краем».

А что мы знаем об Отчем крае? Надеемся, что предлагаемые задания, позволят вам лучше узнать свою малую Родину!

Часть 1.

В каждом вопросе заданий этой части может быть только один ответ

1. Эта птица прилетает весной с зимовки рано, водоёмы еще льдом покрыты. Говорят, что именно эта птица «лёд на реках хвостом разбивает». В народе эту птицу ласково «плисточкой» называют. О какой – же птице речь?

А) Скворец; Б) Зяблик;

В) Трясогузка; Г) Кукушка.

В каждом вопросе заданий этой части может быть только один ответ - student2.ru 2. В этом году Природа порадовала нас большим урожаем яблок. Яблони в садах клонят ветви до земли под тяжестью налитых соком плодов. Но присмотритесь, некоторые яблочки повреждены, на них какие-то «ржавые» пятна и трещины. Это заболевание называется «Парша́ я́блони». Что является причиной этого заболевания?

А) Насекомые; Б) Грибы;

В) Бактерии; Г) Вирусы.

В каждом вопросе заданий этой части может быть только один ответ - student2.ru 3. Богата наша Обь рыбой. Но кроме рыбы можно выловить и вот такоё «чудо». Животное это не рыба, хотя живёт в реке и дышит воздухом, растворенным в воде. Местные жители называют животное «семидыркой». Почему? Я думаю, вы и сами догадались.

А как это животное называется на самом деле?

А) Тритон; Б) Ручейник;

В) Беззубка; Г) Минога.

В каждом вопросе заданий этой части может быть только один ответ - student2.ru 4. Тонгульский заказник в Зырянском районе Томской области создан для сохранения, воспроизводства и увеличения численности охотничьих животных, редких и исчезающих видов и создания благоприятных условий для их обитания. Охраняется в этом заказнике и западносибирский бобр. Чтобы привлечь внимание людей к проблеме защиты и охраны бобров, выпущены даже монеты с изображением этих животных. Как и многие другие звери, бобры делают запасы пищи, чтобы не голодать во время длительной и суровой зимы. Что же они запасают?

А) Деревья и крупные ветки; Б) Мелкие ветви и траву;

В) Рыбу; Г) Червей и насекомых.

5. Вы думаете, светофор придумали люди? Нет! Его придумала Природа и весьма успешно использует до сих пор. Есть в лесу замечательные растения. Когда распустится цветок в соцветии этого растения, он имеет розовую окраску. А позже – он темнеет и становится фиолетовым или синим. Так на одном растении одновременно находятся цветки двух окрасок. Изменение окраски цветка – сигнал для шмелей опылителей. Розовый цветок – есть нектар, синий или фиолетовый цветок – нет нектара. Что это за растение – светофор?

В каждом вопросе заданий этой части может быть только один ответ - student2.ru А) Медуница; Б) Гвоздика – травянка;

В) Фиалка трехцветная; Г) Примула весенняя.

6. Гуляя в лесу, Вы можете встретить вот такое замечательное растение. Но не спешите пробовать на

вкус его сочные плоды. Растение – ядовитое. В нашей области оно признано редким и подлежит охране. Как же называется это растение?

А) Паслен красный; Б) Волчье лыко;

В) Воронец колосистый; Г) Вех ядовитый.

7. В наших лесах много грибов. Мы с радостью положим в свою корзинку белый гриб или подберезовик. А вот ядовитым красавцем - мухомором только полюбуемся (сбивать и растаптывать, никогда не станем!) Но оказывается, не все мухоморы ядовиты, среди них есть и съедобные виды. Какой из перечисленных видов мухоморов можно есть без опаски отравиться?

А) Мухомор красный; Б) Мухомор вонючий;

В) Мухомор серо – розовый; Г) Мухомор пантерный.

8. Бабочек, за их яркость называют летающими цветами. Маленькие, хрупкие, они привлекают внимание своей красотой и грацией. А что с ними происходит осенью? Осенью некоторые виды бабочек улетают (как птицы) в теплые края, а некоторые – зимуют в подвалах, на чердаках, в дуплах деревьев во взрослом состоянии, а некоторые – зимуют в виде куколок или гусениц. Среди видов бабочек, перечисленных ниже, найдите ту, которая проводит зиму в состоянии гусеницы или куколки.

А) Голубянка; Б) Траурница;

В) Крапивница; Г) Павлиний глаз.

В каждом вопросе заданий этой части может быть только один ответ - student2.ru 9. Лето дарит нам не только тепло и каникулы, но и множество кровососущих насекомых. Среди них есть и слепни. Эти большие мухи «кусаются» довольно больно. Интересно, за что эти мухи получили такое название, ведь они совсем не слепы, у них есть глаза, и они хорошо видят. Даже ученые не могут ответить на этот вопрос. А вам, уважаемые конкурсанты будет вопрос проще. Кровью питаются самки слепней. Чем питаются самцы слепней?

А) Тоже кровью; Б) Нектаром цветов;

В) Более мелкими насекомыми;

Г) Органическим веществом навоза крупных животных.

10. В болотах, и по берегам пресных водоёмов растёт много интересных растений. Плотное соцветие типа «початок» одного из видов таких растений раньше люди использовали весьма необычно. Соцветие обмакивали в смолу или жир, а затем поджигали. Получался замечательный факел. Назовите это растение.

А) Тростник; Б) Аир;

В) Сусак; Г) Рогоз.

11. Сейчас вы можете открыть карту Сибири, карту Томской области, своего района. И увидеть, где расположены реки, а где – болота, какие населенные пункты есть на этой территории. Но ведь эти карты кто-то составляет. Подумайте и ответьте, кто составил первый географический атлас (карту) Сибири? Кстати, эта карта называлась «Чертёжная книга Сибири».

А) Михайло Ломоносов; Б) Семён Ремезов;

В) Семён Дежнёв; Г) Ерофей Хабаров.

12. Какое дерево произрастает дальше других на север. Оно растёт даже там, где вечная мерзлота.

А) Ель; Б) Баобаб;

В) Лиственница; Г) Яблоня.

13. Назовите самую крупную реку Томской области:

А) Томь, Б) Обь;

В) Васюган; Г) Чулым.

14. В нашей местности бывают и суровые зимы, и жаркое лето. Климат преподносит нам сюрпризы: то лето весь сентябрь, то снег в июне. В области какого климата лежит наша Томская область?

А) Умеренного континентального; Б) Умеренного морского;

В) Умеренного резко континентального; Г) Субтропического.

15. В каком году возник город Томск?

А) В 1504; Б) В 1604; В) В 1704; Г) В 1804.

ЧАСТЬ 2

Уважаемые участники конкурса. На вопросы части 2 следует дать развёрнутые ответы (в несколько предложений).

1. В каждом вопросе заданий этой части может быть только один ответ - student2.ru Иногда на лесной поляне или на лугу в

траве можно встретить вот такое гнездо. Оно имеет шарообразную форму, величиной с кулак и крепится к траве на высоте 40-50 сантиметров.

Вопросы:

А) Назовите строителя и хозяина этого забавного «домика»;

Б) что вы можете рассказать о хозяине этого жилища.

В каждом вопросе заданий этой части может быть только один ответ - student2.ru

2. В глухих таёжных дебрях можно встретить вот такие поцарапанные деревья. Это одно животное оставило «письмо» другим животным.

Вопросы:

А) Кто оставляет такие метки?

Б) О чём это «письмо»? Какую информацию животное оставило для других животных?

В каждом вопросе заданий этой части может быть только один ответ - student2.ru 3.Наш город Томск славится своей историей, своими прекрасными деревянными зданиями. В 2004 году даже выпущены серебряные монеты достоинством в 3 рубля, которые посвящены деревянному зодчеству Томска. На одной стороне монеты изображены три здания.

Вопросы:

А) Назовите каждое из этих зданий?

Б) Кто их построил каждое из зданий (архитектор)?

4.Наша Томская область богата водными ресурсами. Есть глубокие полноводные реки, огромные болота, спокойные озёра.

Вопросы:

А) Как называется самое большое озеро нашей области?

Б) Где оно находится, его ширина, длинна и глубина?

В каждом вопросе заданий этой части может быть только один ответ - student2.ru 5. В древности люди, как и вы - сейчас, любили рисовать. И делали они это на камнях. До наших дней сохранилось не много таких «картин». Рассмотрите рисунки, выполненные древним художником несколько тысяч лет назад (в эпоху неолита).

Вопросы:

А. Как называются такие картины на камнях.

Б. Где находятся рисунки, представленные на картинке, и какие организмы изображены на рисунке.

ЧАСТЬ 3.

Уважаемые конкурсанты, мы уверены, что вы обладаете хорошей фантазией. Представьте себе, что Природа могла бы говорить. Что она могла бы сказать нам всем в защиту рек и озёр? Как бы она попросила всех нас вести себя на берегу водоёмов, что бы попросила делать, а что – не делать?

Напишите об этом. (Огромная ПРОСЬБА: не брать готовый текст из интернета! Напишите своё мнение!)

ПРИМЕЧАНИЯ

Ребята, не забудьте указать список информационных источников, которые помогли вам, справиться с заданиями.

Ответы присылать ТОЛЬКО в электронном виде на электронную почту [email protected] c пометкой «Моя малая Родина - Сибирь». Бланк для заполнения ответов в ПРИЛОЖЕНИИ. При получении письма обязуюсь направить по Вашему адресу ответное письмо с уведомлением о получении Вашей работы. Если уведомление не получено Вами, повторите отправление работы.

Приложение

БЛАНК ОТВЕТОВ

Название ОО________________________________________________________

Ф.И. конкурсанта____________________________________________________

Класс______________________________________________________________

Ф.И.О. педагога – куратора____________________________________________

Задание 1

№ вопроса
ответ                  
№ вопроса  
ответ                

Задание 2

1.

А…

Б…

2.

А…

Б…

3.

А…

Б…

4…

А…

Б…

5.

А…

Б…

Задание 3

….

Список информационных источников:

1…

2…

3…

.

.

.

.

Наши рекомендации