Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации разными способами.
Проблемные методы и их применение в преподавании изо
Если традиционное обучение школьников на уроках изобразительного искусства базируется на ассоциативном мышлении, памяти, которая закрепляется повторениями, заключается в воспроизведении, обновлении когда-то уже бывших мыслей, то проблемное обучениеосновано на мышлении, поставленном в проблемную ситуацию, когда ученик сталкивается с новыми условиями и должен найти новый способ действия. Происходит активизация мысли, развитие интеллектуальных способностей. Мыслить человек начинает, когда надо понять что-то. Мышление начинается с вопроса, удивления, недоумения.
В отличие от простой тренировочной и практической работы, проблемная задачадолжна содержать противоречие, требующее решения. Это могут быть новые условия, новые требования или подходы к решению практической задачи, которые включают и более широкий круг ранее усвоенных знаний, личный опыт ученика. Связь проблемной задачи на уровне эмоционального восприятия действительности и образного восприятия мира для предметов искусства очень важна.
Психологическая структура проблемного обучения включает познавательную потребность; неполное знание о предмете или явлении, но достаточное для того, чтобы восстановить его до целостного образа; интеллектуальные возможности и творческие способности ребенка.
Три метода проблемного обучения
1. Проблемное изложение.Учитель создает проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, показывает ход его разрешения. Задача такого изложения состоит в том, чтобы привлечь детей к соучастию, рассуждению.
2. Частично поисковый метод.Учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления о ней.
3. Исследовательский метод.Учитель конструирует творческие задания, а учащиеся самостоятельно их решают.
Этот метод предполагает самый высокий уровень творческого развития личности и является основным методом проблемного обучения. Обучение развивает ребенка только тогда, когда он сам добывает знания, т.е. активно интеллектуально развивается. Знания даются не в готовом виде, а с помощью такой организации передачи информации, когда учащиеся должны сами работать, чтобы усвоить новые понятия и способы деятельности.
Актуальность использования проблемного обучения в том, что оно в отличие от традиционного доставляет учащимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие их творческой активности.
Метод проблемного обучения часто применяется на уроках изобразительного искусства и вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка. Однако следует учитывать, что метод проблемного обучения невозможно применить ко всем темам предмета ИЗО.
Проблемный метод обучения изобразительному искусству определяется спецификой художественного метода познания и творчества, в чувственно-сенсорным и действенным усвоении способов создания художественного образа с помощью художественно выразительных средств.
Проблемное обучение стимулирует внутреннюю мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность; развивает творческие способности, воображение; развивает коммуникативные навыки; повышает прочность усвоения изученного; формирует убеждения; стимулирует овладение первичными навыками исследовательской деятельности.
М.И. Махмутов условно выделяет несколько уровней проблемного обучения: уровень полусамостоятельной активности; уровень самостоятельной (продуктивной) активности; уровень творческой активности.
Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации разными способами.
Рассмотрим несколько примеров создания проблемной ситуации на уроках изобразительного искусства. Так, например, после освоения схемы выполнения человека в покое, учащимся предлагается нарисовать человека в движении. Зная, что в схеме человек делится на равные отрезки (от головы до талии и от талии до ног) и в состоянии покоя рисунок выполняется с головы, перед учащимся возникает проблемная ситуация: а как же быть, если человек идет, бежит, т.е. находится в движении? Такую задачу приходится решать детям в процессе рассуждения. Обсуждая данную проблему учащиеся приходят к выводу, что при изображении в рисунке движения человека самое главное – положение основной массы тела, т.е. туловища и в этой ситуации, выполнять рисунок следует не с головы, а с туловища. Таким образом, учитель вместе с детьми находит алгоритм решения проблемы.
Большая самостоятельность учащихся при использовании проблемного обучения на уроке проявляется при использовании частично-поискового метода. Например, не называя темы урока, учитель рисует на доске две фигуры человека и задает вопрос: «Какое действие происходит между ними», таким образом, создается проблемная ситуация. В ходе размышлений дети приходят к выводу, что они могут общаться, идти, бежать и т.п. И только после этого называется тема урока, например «Движение в жизни человека». Затем выясняются главные и второстепенные образы эпизода, способы выделения главного: положением, размером, цветом. Таким образом, учитель создает проблемную ситуацию, когда не обговаривается ни время года, ни вид деятельности. Подобные детали ученики должны обдумать самостоятельно или под руководством учителя.
Наибольшая самостоятельность учащихся проявляется при использовании исследовательского метода. Например, при иллюстрировании произведения или сказки учитель предлагает творческое задание, а учащиеся самостоятельно их выполняют. Этот метод является высшим уровнем творческого развития.
Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает педагогу формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление.