О выдохе (первая часть- задержка выдоха)
Голос наш представляет сложный духовой инструмент, в котором все построено на бронхиальном давлении. Давление выше нормы – звук грубый, напоминающий рев быка.
Давление ниже нормы – звук не полетит в зал. Здесь нужен микрофон. Так поют все эстрадные певцы. Для классического пения необходимо поддерживать повышенное бронхиальное давление, которое по всем параметрам является оптимальным. Как это достигается.
По Работновуидеальный выдох при пении должен совершаться при полном отсутствии помощи со стороны стенок груди, живота и диафрагмы за счет активности гладкой мускулатуры бронхов.
Иначе, должна быть полная неподвижность стенок груди, живота и диафрагмы, внешний насос воздуха отсутствует, работает тонкий внутренний насос, расположенный в бронхах. Это гладкая мускулатура. Она работает сама по себе. Вы заняты только словом, интонацией. При этом диафрагма, обеспечивающая этот физиологический процесс в тонусе, и находится практически неподвижно в вертикальном положении. Для этого мы втягиваем живот в себя.
Таким образом, диафрагма, находясь в вертикальном положении, работает на впуск нужного количество воздуха и тонко регулирует давление а бронхах. Ее задача поддерживать повышенное оптимальное давление в бронхиальной системе, и регулировать его совместно с мозговыми процессами (интонацией). На “верхах” она еще более идет вверхпод грудь.
Субъективно певческий выдох ощущается как задержка выдоха. Если поднести ладонь ко рту, ощущаться должна только легкое тепло от еле выходящего воздуха, но ни в коем случае не струя (вспомним пламя свечки, наиболее простого контролера дыхания во время пения).
Вторая часть выдоха (сброс дыхания):
По окончанию речевой или певческой фразы надо выдохнуть ртом и сразу носом сделать вдох. Это так называемый «сброс» остаточного воздуха ртом и набор нового (придыхание-малое дыхание). Это делается в доли секунды автоматически и незаметно для постороннего взгляда.
Этот момент очень важен, и его необходимо пояснить, благо пример есть очень показательный. Тот, кто слышал пение Шаляпина на старых патефонных пластинках, должен был обратить внимания на постоянные призвуки после каждой певческой фразы. Эти призвуки – результат сброса воздуха (своеобразного легкого выхлопа) после пропевания фразы.
(При перезаписи этих пластинок звукорежиссеры убрали эти призвуки, но вместе с этими призвуками исчезли и те обертоны голоса, которые делали голос Шаляпина совершенно уникальным. Сейчас делаются попытки восстановить истинный голос певца.)
Прием сброса воздуха повторяю, необходим в основном для классического пения. В речи это менее существенно, так как этот процесс в сотни раз более простой. В речи придыхание производится на каждом знаке препинания, и этот сброс происходит сам собой. Для пения (оперного) этот навык надо вырабатывать. Сейчас этим мало кто владеет.
Итак, в выдохе есть свой секрет и он заключается в том, что выдох в пении делится на две части. Первая – длительная. Это и есть процесс пения. Вторая – мгновенная. В это время происходит сброс дыхания (выдох) и короткий вдох (добор воздуха, придыхание). Приблизительно соотношение воздуха выходящего во время пения и при сбросе. 1:10. То есть при пении воздух практически из нас не выходит. По окончаниюфразы мы сбрасываем небольшую часть воздуха и тут же делаем придыхание (сколько вдахаем - столько выдыхаем).
Резюме: выдох делится на две части.
1.Задержка выдоха (речь, пение). Эта задержка выдоха является самым главным элементом удержания звука при речи и пении.
2. сброс воздуха через рот (доли секунды) с моментальным коротким вдохом через широкие ноздри и рот частично (доли секунды).
Вывод: не выдыхай во время речи и пения. Закончив фразу, сбрось воздух носом и ртом, и сразу вдохни широкими ноздрями и частично ртом (придыхание, малый вдох) при мельчайшей паузе. На это уйдут доли секунды.
Механизм выдоха, описанный в выводе, является описательным процессом. Реально в процессе пения вдох,задержка выдоха при пении, сброс воздуха идут в автоматическом режиме. Никакого сознательного управления этими процессами нет. Это было бы подобно сороконожке, притчу о которой все знают. Всем будет управлять интонация, о которой речь впереди.