Глава3. Классификация слов языка и пополнение словарного запаса

М.Монессори

Упражнения с Монтессори-материалом

Содержание

  1. Введение
  2. Язык
  3. Классификация слов языка и пополнение словарного запаса
  4. Упражнения в развитии мускулатуры рук и мелкой моторики
  5. Упражнения с шершавыми буквами
  6. Упражнения с подвижным алфавитом
  7. Упражнения в рисовании и штриховке
  8. Механическое письмо
  9. Чтение
  10. Логика и счет
  11. Упражнения по биологии
  12. Упражнения по истории
  13. Упражнения по географии
  14. Упражнения по астрономии
  15. Упражнения по информатике
  16. Упражнения с водой
  17. Приложение

Глава 2. ЯЗЫК

Общеизвестна фраза: язык - это средство человеческого общения. Но только ли с помощью языка ребенок общается с миром? Ведь коммуникации, хотим мы того или нет, начинаются в первый день его жизни. Мимика, жесты, органы чувств - наши помощники в общении. Часто мы и не замечаем, какими средствами пользуемся, чтобы нас поняли.

Вы взяли на руки плачущего малыша, и он успокоился. Почему это произошло? Он требовал внимания, и вы ответили на его просьбу, не сказав при этом ни слова. Вы поговорили с ребенком теплом своих рук, добрым спокойным взглядом, желанием понять и помочь.

Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори придавала большое значение коммуникациям между взрослыми и детьми. Она предлагала родителям начать с наблюдения за мимикой малыша. Например, за движением его ручек. Вот он тянется за игрушкой, будто говорит: "Дай! я хочу ее потрогать, разглядеть." Вот он устал и отвернулся к маме. Ручки расслабились, он поднял их - типичная поза отдыха. Активный интерес ребенка всегда на его лице. Первое купание. Мы поднесли малыша к воде. В его взгляде тревога, вопрос. Но через несколько минут, уже в ванночке, ребенок успокаивается, а еще позже видим: малыш доволен, ему хорошо в воде.

Трудно переоценить значение процесса общения ребенка со своей мамой. Где бы этот процесс ни происходил: на домашней кухне, около компьютера в кабинете отца, в саду или в метро. Любые прикосновения матери к ребенку - помощь ему в развитии. Любые совместные действия - например, приготовление пищи, обед или уборка квартиры - приобщают ребенка к человеческой культуре. И не очень важно, понимает малыш слова, которые говорят взрослые, или нет. В начальный период его жизни главное - различать, расслышать звуки, составляющие мелодию материнского языка.

Нет особого периода жизни, когда ребенок только и делает, что издает язык. Это происходит в каждый день его жизни - он ведь всегда слышит человеческую речь. И все-таки интересно, когда закладываются основы?

Так устроила природа: появление человека на свет - начало в нем всего сразу: физиологических, сенсомоторных, социальных функций. В первый год жизни ребенок, не произнося слов, наблюдает, выполняет просьбы, играет. И все это можно назвать подготовкой к словесному выражению себя. Чем больше внимания мы уделим в этот период развитию его чувств, физиологии, чем чаще будем объяснять словами, что происходит вокруг, тем ярче и богаче будет его язык, когда он подрастет. Мама - необученный учитель словесности - делает это спонтанно, неосознанно, не понимая, какое чудо она творит.

На втором году жизни ребенок произносит первые "мама" или "папа". Счастливый день! С каждым месяцем он будет говорить все больше и больше слов. И наступит время, когда его желание расширить свой словарный запас достигнет вершины. Монтессори говорит, что это происходит примерно в три, три с половиной года. Современные детские психологи называют такие цифры: к 2 годам словарь здорового ребенка составляет около 200 слов, а к 5 годам - до 3000. Уже к концу второго года жизни малыш начинает говорить предложениями. Это означает, что он принимает и понимает логику языка, - шаг к мыслительной деятельности.

В это время взрослые призваны помочь малышу в освоении материнского языка, в постепенном упорядочивании хаотичной картины слов-знаков, символизирующих всевозможные понятия и смыслы окружающей его среды. Разумеется, это необычные, принятые в школе или в детском саду уроки - занятия по развитию речи, соответствующие стандартной программе возраста. Каждый ребенок - это неповторимый мир, и задача взрослого - создашь условия спонтанного, интуитивного на этой стадии развития языка письменного и устного, воссоздать в голове ребенка его строгую логику и оригинальную красоту.

М.Монтессори пишет о том, что в раннем возрасте далеко не все дети выражают спонтанное желание учиться письму и чтению. А так как их не только не принуждают к этому, но даже не просят делать того, что им нежелательно, никоим образом не насилуя их волю, то некоторые дети к 6 годам так и не умеют читать и писать. Но, по наблюдениям Ю.И.Фаусек, почти все нормальные дети, получив возможность пользоваться специальным дидактическим материалом Монтессори, "с легкостью и приятностью" к пяти годам пишут и читают и делают это хорошо.

Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности - развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития движения пальцев рук. Ученые показывают, что к рождению ребенка строение обоих полушарий головного мозга совершенно идентично и преимущественного развития речевых областей в правом и левом полушарии еще не имеется. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие.

Все это заставляет нас обратить особое внимание на предоставление малышу условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев. Наблюдая детей в возрасте от двух до шести лет, можно сделать вывод, что именно этот период жизни человека является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки. И, понимая это, взрослые должны дидактически обустроить эту зону актуального развития малыша, которая выведет его в ближайшем будущем к абстрагированию и мыследеятельности.

Воспитательниц, работающих с детьми на основе Монтессори - метода, часто упрекают в том, что они мало разговаривают с детьми, скупы на слова. Им говорят: "Разве может развиваться речь ребенка, если он живет в обстановке молчания?". Но еще сто лет назад Ю.И.Фаусек знала, что развитие детской речи зависит в большой мере от физиологических причин. Речевой центр находится в связи не только с центром верхней конечности, но также и нижней, а потому "правильное и методическое упражнение руки и ноги, главным образом руки, благотворно отзывается на детской речи, в общем, и на исправлении дефектов ее в частности." Так что малыш в Монтессори - группе успешно развивает свою речь в молчании, без излишней болтовни.

Дети, воспитывающиеся в подготовленной развивающей среде, постоянно ощупывают предметы, берут их тремя основными для письма пальцами (большим, указательным и средним), работают с пипетками, прищепками, пинцетами, губками. Они сравнивают зрительно объемные предметы и их начертание на плоскости, слушают, как называет воспитатель те или иные вещи, воспринимают их названия и качества. Всю эту накопившуюся энергию ребенок неудержимо стремиться выплеснуть. Рождается спонтанное письмо.

Важно не упустить фазу языкового развития, на которой ребенок уже готов к восприятию письменного языка и чтения.

Письмо и чтение стоят близко друг от друга. Но М.Монтессори замечает, что это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка.

Поскольку Монтессори - метод несет в себе антропологические основания, т.е. глубинное и детальное изучение свободных проявлений ребенка, то становится понятным, почему обучение письму Монтессори называет "методом самопроизвольного письма". Предоставив возможность ребенку развить свою руку и тем самым справляться с орудием письма (ручкой, карандашом, кистью), нам остается обеспечить ему, возможность распознавать сначала моторно, а потом осмысленно начертание букв, и тогда ребенок овладеет письменной речью самопроизвольно.

И сама Монтессори в Италии, и Ю.И.Фаусек в России 20-х годов, и сотрудники Дома Марии Монтессори в наше время неоднократно наблюдали картину самопроизвольного, интуитивного письма детей 4-х -5 лет, когда ребенок, работающий в специально подготовленной развивающей среде, легко пишет на доске мелом или карандашом на бумаге многие буквы алфавита и даже целые слова (например, свое имя), не зная еще названия ни одной буквы. И при определенной тренировке знаки выравниваются, превращаясь в красивый письменный ряд. Он способен переписывать-перерисовывать слова, и даже тексты под диктовку учителя, выкладывать их из подвижного алфавита, выполняя эту работу механически. Вот почему в этот период малыш еще не готов к чтению, которое невозможно без понимания значения знаков. Чтение требует чисто умственной, абстрактной работы.

Ю.Фаусек называет самопроизвольное детское письмо "моторным переводом слышимых звуков". На основании этих наблюдений и был составлен специальный дидактический материал, позволяющий малышам легко овладеть техникой письма. Он состоит из трех основных групп и многочисленных последующих упражнений:

  • Материал для рисования, штриховки.
  • Карточки с шершавыми буквами.
  • Подвижный алфавит нескольких видов.

Детям, стремящимся тренировать себя в уверенном письме, можно предложить различные варианты прописи и шрифтовых карточек. В подготовленной среде детского сада, работающего на основе Монтессори -метода, есть много специальных материалов, помогающих ребенку самостоятельно освоить процесс письма. Но косвенно дети уже готовы к этой работе, потому что ранее упражнялись с другими материалами, прямая цель которых иная: готовить ребенка к практической жизни или развивать чувства, математические способности. Когда дети пересыпали зерно из одной чашечки в другую или завязывали шнурки, они тренировали точное движение и глазомер. Когда они отличали шершавую дощечку от гладкой - развивали свое тактильное чувство, позже оно поможет ощутить очертание букв. Когда ребенок брался тремя пальчиками за кнопки цилиндров или вкладышей геометрического комода, он невзначай учился правильно держать карандаш.

Материалы для самостоятельного письма предъявляются ребенку в определенной последовательности. Введение каждого нового материала происходит после того, как хота бы один ребенок в группе готов к работе с ним.

После того, как ребенок знает буквы и складывает их в слова, можно сказать, что он уже имеет ключ к "тотальному" чтению, то есть беглому чтению текста. Вся помощь будет теперь направлена на легкое прохождение этого этапа развития языка. Ребенок приходит к тому, что процесс чтения - это процесс работы со звуковыми символами.

...

Ю.Фаусек замечает, что, если ребенку, умеющему писать, показать написанное слово, которое он должен прочесть, то он долго молчит и прочитывает его с такой же медлительностью с какой написал бы. Мы неоднократно замечали, что дети помогают себе читать пальчиком, ведя его от буквы к букве, или даже ножками, проходя мимо выложенных на полу складов или слов и прочитывая их по мере движения. Это еще раз убеждает пас в том, что чтение есть осмысленное механическое действие. Причем между мысленным чтением и словесным отчетом существует огромная разница. Истинное чтение есть процесс интимный, внутренний, рефлексивный, который при чтении вслух или словесном отчете приобретает коммуникативный смысл. Заставляя ребенка читать вслух в традиционной школе, да еще порой проверяя скорость его чтения, мы совершаем акт насилия над волей ребенка, его психикой. Результаты таких проверок чаще всего абсолютно не соответствуют истинному положению дел, потому что скорость складывания букв в слова и быстрое произнесение вслух вовсе не является настоящим осмысленным чтением. Читая вслух, ребенок работает на слушателя, проверяющего, а вовсе не стремится проникнуть в суть рассуждений того, кто написал текст. Вот почему мы просим ребенка называть буквы или их сочетания, склады лишь в процессе механической работы с ними.

Работая в группе детей Московского Дома Марии Монтессори, мы часто пользуемся "Азбуками" Льва Николаевича Толстого. Они были написаны почти за полвека до основных работ Монтессори, но мы постоянно находим в них согласие и идентичное понимание и Монтессори, и Толстым процессов освоения материнского языка.

"Умение читать и писать, -говорил Л.Толстой. - состоит из:

  1. Уменья отличать одну букву от другой, изображать буквы.
  2. Уменья соединяя буквы в слоги и разлагать слоги на буквы.
  3. Уменья соединять слоги в слова и разлагать слова на слоги.
  4. Уменья в словах правильно произносить и писать те буквы, которые пишутся не так, как произносятся."

Толстой предлагает очень простой способ механического чтения, начиная с объединения знакомых букв в склады. При этом согласные он предлагает называть, всегда присоединяя к ним "Е": бе, ве, ме, ре и т.д. Складывание букв происходит через их произношение, то есть превращение в звуки и откидывании при этом "Е". Например, учитель говорит: пе-ре-о-про.

"Почта всякий ученик, - пишет Толстой, - после десяти таких, повторенных за учителем НА СЛУХ складов, сам начинает складывать. Вы говорите ему: пе-ре-о, - и он прямо отвечает - про".

Когда ученик усвоит себе вполне прием откидывания НА СЛУХ ненужной гласной "Е", делайте с ним обратное, тоже НА СЛУХ, т.е. говорите: бра-бе, ре, а, дру-де, ре, у, - и ученик также скоро усвоит себе прием НА СЛУХ разлагания слогов и прибавления гласной "Е" к согласным звукам".

Способ этот может показаться давно устаревшим, так как, пожалуй, уже сто лет согласные звуки в русском языке принято называть так, как они звучат. И обучение детей происходит так называемым звуковым способом. Толстой знал звуковой способ и испытал в работе с детьми, но не был удовлетворен им.

"я всякий раз приходил к одному выводу - что этот метод, кроме того, что противен духу русского языка и привычкам народа, кроме того, что требует особо составленных для него книг, и кроме огромной трудности его применения и многих неудобств, о которых говорить здесь не место, не удобен для русских школ, что обучение на нем трудно и продолжительно"...

Л.Н.Толстой, письма.

Освоение ребенком русского языка в любом случае невозможно без естественного впитывания его мелодии, его звукового строя, в котором важнейшую роль играют гласные звуки, образующие слоги, и вариативность звучания согласных. Скажем, если в других языках не имеет большого значения, в какой позиции в слове стоит согласный, и гласный звук не влияет на его звучание, то для русского это принципиально важно. Вот почему введение ребенка в язык у нас невозможно без его слогового, складового восприятия.

Многие взрослые люди помнят детскую игру в тарабарский язык, когда перед или после отдельных частей слова прибавлялся какой-нибудь слог и слова произносились слитно: са-э, са-то, са-мой, са-дом (это мой дом). Получалось очень смешно и непонятно для тех, кто не знал секрета. Эта игра знакома только русским детям, потому что только для нашего языка характерно слоговое звучание речи. Дети легко прибавляют к частям слова любые слоги. Им нравится это занятие, и радует возможность собственного влияния на язык, языкотворчество.

Среди разнообразного дидактического материала мы предлагаем детям, в том числе, книжечки и карточки, составленные на основе "Азбуки" Л.Н.Толстого. Они вполне гармонируют с языковыми материалами М.Монтессори.

Дидактический материал для обучения чтению состоит из нескольких частей. Логика его предъявления ребенку проста: от конкретного, ощутимого - к абстрактному, к символам. Одновременно и всегда соблюдается принцип расширения запаса слов ребенка, а также их классификация и упорядочивание, объединение в группы, анализ и синтез.

Весь материал делится на несколько групп:

  • Классификация слов и предметные игры со звуками.
  • Розовая серия - материал для первого чтения.
  • Голубая серия - материал для правильного чтения трудных слов.
  • Чтение текста. Дефиниции.
  • Анализ частей речи. Символы.
  • Анализ предложений. Символы.

Глава3. Классификация слов языка и пополнение словарного запаса

Наши рекомендации