Золотое сечение и зрительные центры
Прежде всего, закон «золотого сечения» распространяется на праздничное пространство, в котором развёртывается наша композиция. Поэтому первостепенный учёт этого главного обстоятельства в нашей профессии очевиден. Недаром мы начинаем свою работу всегда с выбора места проведения праздника.
Праздничным пространством мы называем ограниченное пространство, где располагается праздничная композиция. Этим пространством может служить часть городской территории или природная местность в парке или деревне. Характерной особенностью праздничного пространства является то, что оно не нейтрально по отношению к происходящему в нём, а оказывает на происходящее определенное воздействие, так как не все точки этого пространства одинаково равноценны. Композиция находится в прямой зависимости от размера, пропорций, формы пространства и от окружающей среды. Неравноценность поля проистекает из особенностей семиотической значимости отдельных точек нашего пространства. В результате, одни участки поля находятся в зоне активного использования, другие вне его.
Если представить поле в виде правильной геометрической фигуры, то легко обнаружить эти активные точки. Например:
- В прямоугольнике наиболее активны точки, лежащие на центральной оси и горизонтали, пересекающей ее в оптическом центре; точки, лежащие на диагоналях, точки, обозначающие пропорции золотого сечения, точки, лежащие на границах овала, который вписывается в данный прямоугольник
- В квадрате - точки, лежащие на диагоналях, точки, лежащие на пересечении диагоналей с окружностью, вписанной в квадрат, точка пересечения диагоналей
- В круге - центр круга и точки вокруг него и чуть выше геометрического центра, точки, лежащие на сторонах пятиугольника, вписанного в круг и на его диагоналях
- В треугольнике - в зоне пересечения высот биссектрис и медиан. Таким образом, геометрическая фигура сама по себе уже содержит "активные точки", на которых концентрируется внимание и поэтому ясно, что композиция не может игнорировать воздействие этих точек, обусловленное спецификой зрительного восприятия.
Известно, что, двигаясь внутри поля, мы совершаем ряд движений, перемещаясь по воображаемым кривым и прямым. Движение это нельзя назвать хаотическим, так как оно имеет определенную направленность, в первую очередь, зависимую от геометрической формы пространства.
В вытянутом по вертикали прямоугольнике наиболее характерно движение, имеющее S- образную форму.
Для круга - характерно движение вдоль окружности. Для многих фигур характерно движение по горизонтали и вертикали, составляющее крест.
Активные зоны и силовые линии пространства придают напряженность полю, благодаря чему элементы композиции, совпадая с различными точками праздничного пространства испытывают различные состояния. Так, например, элемент, совпадающий с центром круга или с диагональным центром прямоугольника, занимает главную пространственную позицию. Поэтому в этих точках предпочтительно располагать главные элементы вашей композиции.
И, наоборот, в неактивных зонах пространства, необходимо располагать второстепенные по важности элементы композиции.
Ища новые пространственные решения, мы порой нарушаем эти закономерности. Мы ищем такие отношения между элементами композиции и "активными точками" поля, которые позволяли бы добиваться уравновешенности композиции и без, казалось бы, обязательного совпадения с активными точками. Это удается благодаря тем же средствам гармонизации. Например, вместо того, чтобы расположить главный элемент в центре или на оси симметрии, располагают уравновешивающие друг друга элементы по разные стороны оси, выделяя главный с помощью иных приемов. Создавая сложное движение праздничных форм с помощью ритмической организации элементов, можно добиться переклички их с силовыми линиями пространства и активными точками, избегая, таким образом, жестких стандартизированных схем.
СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ
Композицию, прежде всего, необходимо рассматривать как систему отношений, реализуемую через присущие природе категории гармоничности - симметрию, асимметрию, подобие, пропорциональность, контраст, ритм и т.д. Все эти категории используются в процессе художественного творчества как средства для создания художественной формы. Всё это композиционные средства.
Идейный замысел (или функциональное назначение - в прикладных видах искусства) проявляет себя через художественно-образное решение темы, через трактовку сюжета, используя физические художественно-выразительные средства. Художественно-образное решение и композиционное построение реализуется в материале с помощью средств гармонизации.
Композиционное решение определяет выбор формата, местоположение в композиционном пространстве главного и второстепенного, расположение доминанты и всех смысловых и формальных элементов в соответствии с общей композиционной схемой, продиктованной содержанием - замыслом и трактовкой темы.
Композиционные средства, другими словами - средства гармонизации - контраст, симметрия, масштаб и др. - служат одновременно средствами гармонизации формы. Они придают целому визуальную стройность, уравновешенность, выразительность, организуя логическую последовательность восприятия художественной формы и обеспечивая эмоциональное ее восприятие.
Таким образом, в художественном произведении содержание раскрывается посредством художественно-образного решения темы и композиционного его построения с, помощью средств гармонизации.
Используются средства и приемы, предназначенные для этой цели, т. е., способные сравнивать, сопоставлять, сближать, уподоблять, объединять, разъединять, уравновешивая и приводя целостности, художник создаёт композиционное целое, которое СЛЕДУЕТ РАССМАТРИВАТЬ КАК СИСТЕМУ ОТНОШЕНИЙ, ГДЕ ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ И ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ПРЕБЫВАЯ В ПРОТИВОРЕЧИИ, ОДНОВРЕМЕННО НАХОДЯТСЯ В ГАРМОНИЧЕСКИ УРАВНОВЕШЕННОМ СОСТОЯНИИ.
В зрелищных искусствах равновесие это носит динамический характер, реализующийся через взаимодействие противоборствующих сил, - причем динамика эта выражается посредством темпо-ритма. Равновесие в пластике формы проявляется через симметрию, пропорции, ритм.
Взаимосвязанность и соподчинение частей достигается с помощью средств гармонизации на основе сопоставления элементов по принципу сходства или, различия:
Так, симметрия подчеркивает сходство,
контраст - различие,
нюанс - и сходство и различие.
Пропорции и ритм проявляют закономерности последовательных изменений.
Средства гармонизации условно делятся на несколько групп:
1 - группа - симметрия и асимметрия, - характеризуется местоположением элементов относительно оси или центра вращения. Симметрия подразумевает равноценность, равновеликость и придает изображению статичность.
Асимметрия ее нарушает, сохраняя, однако ориентацию относительно оси, хотя при этом и отклоняется от нее. Асимметрия несет динамическое начало.
2 - группа - тождество, пропорции, модуль, масштаб. Благодаря им части целого соизмеримы между собой и с целым тождество - повторение, абсолютное равенство,
модуль повторение одной величины в другой целое число раз,
масштаб указывает на соотнесение размеров - увеличение или уменьшение в определенное число раз одной величины относительно другой и на относительное соотноше-ние предметов (например, вещи и человека),
пропорции указывают на отношения между размерами.
3 - группа - нюанс и контраст - указывает на степень различия и на характер различия между частями и элементами произведения. Нюансные отношения обогащают форму игрой оттенков, деталей.
Контрастные же отношения, противопоставляя основные элементы, характеризующие форму, являются движущим стимулом развития формы.
Нюанс и контраст дополняют и обогащают друг друга, контраст подчеркивает нюанс, выявляет его игру, нюанс смягчает, дополняет контраст.
4 - группа - метр и ритм - характеризует движение. Метр - простейшее повторение одного и того же элемента (кирпичная кладка).
Ритм, в отличие от метра, строится на чередовании разных, но повторяющихся элементов. Но всегда он вносит организующее начало в хаотическое движение и без него немыслима гармония.
Все четыре группы связаны между собой, проникают друг в друга и дополняют друг друга. Композиционные средства оперируют физическими средствами выражения, благодаря которым композиционный замысел материализуется в художественной форме.
ПЛАН