Научить ребенка читать и считать в пределах ста к пяти годам

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте и счету Н.А.Зайцева

План:

1. Введение.

2.Зайцев Николай Александрович

3. Концептуальные положения технологии Н.А.Зайцева

4. Принципы методики Н.А.Зайцева

5. Методики и пособия Зайцева

6. Заключение

Введение.

Сегодня всё чаще и чаще можно услышать такие слова как ранее развитие ребёнка. Обилие книг и информации в Интернете может напугать любых родителей. Причём мнения и опытных родителей, и специалистов зачастую расходятся. Одни считают, что ребёнка необходимо начинать развивать, когда он ещё находится в утробе матери. Другие же советуют подождать, не торопиться. Некоторые призывают до школы, т.е. до 7 лет вообще ребенка не трогать, пусть растет, как цветок, чему научится сам, то и хорошо.
Тем же родителям, которые всё-таки решаются развивать своих детей очень тяжело разобраться в многообразии существующих методик. Какую методику выбрать? Принесут ли занятия пользу ребёнку? Вот какие вопросы задают себе родители, которые задумались о раннем развитии своего малыша.

Но, безусловно, для того чтобы выбрать способ развития своего ребёнка нужно иметь полную, исчерпывающую информацию о выбранной методике.

Одной из наиболее часто встречающих сейчас методик является методика Зайцева для овладения чтением, письмом и счетом. Распространение системы Зайцева - огромно. По методикам Зайцева и его кубикам сегодня работают сотни детских садов, групп, площадок. В чём же суть методик Зайцева? Попробуем разобраться.

Николай Александрович Зайцев

Николай Александрович Зайцев родился в1939 году в семье сельских учителей в Новгородской области. Война, беженцы. Село Холмы, в котором родился Николай Александрович, так больше никогда и не отстроилось. После войны оказались в Ленинграде. Окончив школу, два года работал шлифовщиком, формовщиком. Поступил на филологический факультет ЛГПИ им. Герцена (русский и английский) педагогического института. После окончания университета работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых, учителем русского языка и литературы, английского языка, преподавателем русского языка как иностранного. Автор принципиально новых направлений в методиках обучения чтению, преподавания грамматики и математики. Основатель и руководитель центра "Нестандартные технологии в образовании". На пятом курсе побывал в Индонезии на практике. Обучая местных жителей русскому языку, он составил свою собственную программу. Вернувшись в СССР, начал преподавать русский язык для иностранцев, продолжая заниматься разработками.

Поработав в школе и поняв, что корни проблемы — в раннем детстве, он стал разрабатывать обучающие программы для самых маленьких. На дворе стоял конец 70-х, и официальная педагогика не признавала никаких отклонений от курса. Прошло более десяти лет, прежде чем пособия Зайцева поступили в продажу, и его методика начала применяться воспитателями и учителями, хотя официального одобрения Министерства образования она не получила до сих пор. А Зайцев между тем выступает с лекциями, «плодит» учеников «зайчистов» — и продолжает фонтанировать идеями, придумывая все новые и новые пособия.

Концептуальные положения

1. Научить ребенка читать и считать в пределах ста к пяти годам.

2. Становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому.

3. Складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа.

4. Соединение обучения с пением.

5. Путь к чтению лежит через письмо.

6. Использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестетической.

7. Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность.

8. Названия букв не учатся, не употребляются никакие термины.

Научить ребенка читать и считать в пределах ста к пяти годам.

Кубики Зайцева Н.А. помогают детям (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Единственное, что при начале занятий с такими маленькими детками следует пересмотреть некоторые утверждения автора и изменить подход в обучении, сделав его еще более игровым, исключив занятия по таблицам, больше внимания уделяя кубикам.

Алфавиту здесь отводится весьма незначительная роль, равно как и звукобуквенному анализу (какой букве какие звуки могут соответствовать). Это продиктовано, в основном, тем, что детям до 5-6 лет бывает трудно разобраться в филологических дебрях. Поэтому Николай Александрович сразу выдает ребенку все возможные склады, дескать, сам научится составлять из них слова, а потом и читать сможет. Кстати, принцип «все и сразу» действует и при зайцевском обучении счету – ребенку выдаются все числа от единицы до ста, а затем до тысячи и далее. Там, где работают по “Кубикам”, уже не удивляются читающим трёхлеткам и даже двухлеткам. Ребята поют, прыгают, бегают, хлопают в ладошки, если есть возможность — висят на канатах, ползают по шведской стенке и... как-то между прочим выучиваются читать. Не испортишь осанки — сидеть подолгу не надо; не испортишь зрения - буквы размещаются на кубиках с ребром 5 или 6 см, нет резких сочетаний цветов — чёрного и красного на белом фоне, что особенно важно при работе со слабовидящими. Как можно об этом не думать, когда у 63% учеников начальной школы наблюдаются нарушения осанки, половина выпускников нуждается в очках, более половины не подходят по состоянию здоровья к армейской службе?

Наши рекомендации