К циклу лекций лля рабочих гётеанума 10 страница

Что же затем происходило с этой солью? Вернем­ся теперь назад, господа, к тому, что делает собака, если у нее есть рана. Если у собаки есть рана, она ее зализывает. Затем она выставляет ее на Солнце; ра­на тогда уплотняется, а то, что находилось в ране, по­гибает. В противном случае появились бы бактерии, рана стала бы увеличиваться, и собаке пришел бы ко­нец. Видите ли, тут образуется корочка, струпья, из того, что находилось внутри. Слизь, которую собака наносит на рану, это нечто, происходящее изнутри; если на нее сверху светит Солнце, то благодаря жару слизь уплотняется.

Точно так же было и у этих животных в древности. Солнце светило сверху на этот земной «суп», и вслед­ствие того, что Солнце светило на него, в отдельных местах возникали такие уплотнившиеся утолщения, которые возникают у собаки на ране. Это были обо­лочки, скорлупы. А под ними, поскольку возникало уп­лотнение, оставалась более жидкая слизистая масса. Вот так и возникали эти гигантские устрицы. Но эти гигантские устрицы не могли бы образоваться, если бы не светило Солнце. Иначе это было бы невозмож­но. Итак, теперь перед нами нечто достойное внима­ния; тут мы имеем Землю — я хочу сейчас нарисовать ее совсем маленькой — на Землю днем светит Солнце, и Солнце выбирает, вытягивает из Земли наружу эти гигантские устрицы. Мы могли бы, следовательно, сказать: было время, когда Земля была неким густым супом, и вследствие того, что она снаружи освещалась Солнцем, образовывались такие животные.

Однако в этом случае оказывалась бы ненужной спо­собность Земли оплодотворяться с помощью той слизи, которую оставляли позади себя животные, плавая по земному «супу». Эта способность была бы бесполезной. Следовательно, должны были существовать еще иные свойства во внутреннем организме Земли. Она должна была быть подобна яйцу. Только в таком качестве она могла быть оплодотворенной. Разве это непонят­но? Земля когда-то должна была быть как яйцо. Толь­ко в этом случае она могла стать оплодотворяемой.

Тут нам следовало бы рассмотреть, что должно происходить с таким яйцом, чтобы оно могло быть оплодотворено. Мы подошли к такому состоянию Зем­ли, когда она представляла собой нечто вроде густого земного «супа». Существа, которые могли ее оплодо­творять, были — можно так выразиться — существа­ми мужского пола, их мы уже смогли бы обнаружить в это древнейшее время. Но то, что Земля должна бы­ла быть единым женским Существом, — это нам еще предстоит обосновать, мы должны теперь подойти к этому. Мы должны подойти к тому, каким образом Земля могла быть когда-то исполинским яйцом.

Видите ли, господа, если имеют намерение подой­ти к чему-то подобному, это равносильно тому, что хотят исследовать мир, пусть даже немного. Тут я должен обратить ваше внимание, пусть несколько комическим образом, на совсем иную область, обратить ваше вни­мание на нечто, существующее по сей день, хотя в столь, так сказать, разжиженном состоянии, что многие лю­ди даже не доводят всего этого до своего сознания. Действительно, ведь не только из любви к таинствен­ности поэты отправляют влюбленных на прогулку под Луной, в лунное сияние, если хотят описать за­вязку любовного романа или речи влюбленных. Лун­ный свет имеет в себе нечто, чрезвычайным образом возбуждающее фантазию человека.

Вы можете подумать, что это не имеет никакого отношения к теме; однако это все же имеет к ней отношение. Лунный свет возбуждает фантазию у че­ловека. Видите ли, само по себе замечательно, что лунный свет вызывает у человека прилив фантазии. Люди, посвятившие себя современной науке, в порыве гениальности делают иногда очень изящные, очень милые открытия. Некоторое время назад был в Париже один ученый, который говорил так: все ле­карства, которыми снабжает нас медицина, приносят человеку очень мало, и — поистине замечательно, что ученый из Парижа додумался до этого — если чело­век хочет быть здоровым, он мог бы делать нечто иное; вы будете удивлены, господа: парижский ученый со­ветовал людям как можно больше читать «Фауста» Гёте, от этого они могут стать гораздо здоровее, чем принимая разные штучки, возбуждающие только рас­судок, — ведь «Фауст» Гёте возбуждает фантазию, а фантазия делает человека здоровее. Даже ученый-ма­териалист, читая «Фауста», нашел это чтение здоровым, поскольку оно возбуждает фантазию. Он сказал: совре­менные люди так умны, они напрягают только рассудок, а рассудок делает людей больными. Но если бы люди стали читать «Фауста», если бы они вживались во все образы «Фауста», они стали бы гораздо здоровее.

Следовательно, ученый хотел, чтобы люди немно­го проникались здоровыми силами роста. Человеку нужно хоть немного проникаться этими здоровыми силами роста! Вот видите, это был один из моментов просветления, которых у современной науки так ма­ло. Это был один из тех здоровых моментов, которые изредка переживает современная наука. Это настоль­ко здорово, что даже улучшает пищеварение. Это дей­ствительно правда: пищеварение у человека будет лучше, если он изучает гётевского «Фауста», а не все эти научные труды. От них портится желудок. А с гётевским «Фаустом» желудок становится все здоровее и здоровее; так же и другие органы. Почему это про­исходит? Потому, что гётевского «Фауста» породила фантазия, а не рассудок.

Представьте себе, что когда Луна приводит чело­века в возбуждение, возбуждается именно фантазия. Следовательно, благодаря Луне в человеке возбуждаются непосредственно силы роста. Хотя сегодня это происходит в незначительных масштабах. Не правда ли, человек чувствует себя внутренне согретым, он чувствует внутреннее возбуждение своих сил роста, если он гуляет при Луне. Это правда. Но на это не об­ращают внимания.

Тем не менее, Луна связана со всем тем, что имеет значение для жизни человека. Я могу сообщить вам один маленький факт, который весьма наглядно пока­зывает, как Луна связана с жизнью. Если в настоящее время обращают внимание на вещи, которые люди когда-то знали — вспомните, например, что я вам го­ворил здесь о двуликой голове римского Януса, — то приходят к убеждению, что раньше люди знали боль­ше; хотя они и не были такими «умными», они знали больше. Сегодня, когда рассудочность человека погу­била все, что было известно людям раньше, обычно говорят: ребенок вынашивается в течение девяти меся­цев. Однако медики, которые благодаря сохранению у них латинского языка, сохраняют и некоторые старые представления — современные врачи не хотят ниче­го больше знать об этом, но, тем не менее, эти старые представления еще сохраняются; медики говорят: ребенок вынашивается в течение десяти месяцев. От­чего такое разногласие, господа? Если вы посчитаете: один лунный месяц составляет примерно 28 дней; де­сять раз по 28 даст 280 дней. Один месяц, как мы его имеем сегодня, составляет 30 дней, и если вы умножи­те это число на девять, то вы получите примерно одно и то же: 270 дней. Это значит: девять месяцев, исчисле­ние, которым мы пользуемся сегодня, соответствуют десяти лунным месяцам. Это примерно то же самое время. Если речь шла о сроках вынашивания ребенка, то раньше считали по лунным месяцам.

Откуда это пошло, господа? Тогда еще знали, что формирование ребенка в теле матери связано с Луной. Оно связано с Луной. Это было известно когда-то, а в настоящее время можно вновь констатировать на ос­нове антропософских исследований, что Луна — это то, что действует на человека для того, чтобы ребенок вообще мог развиться как живое существо.

Однако эта Луна действует только на женские су­щества как в человеческом, так и в животном царствах, ибо именно они к этому предназначены. На Землю Луна сегодня больше не действует. Сегодня она больше не производит тут яиц. И все же если этот предмет изучать основательно, приходишь к тому, что если мы совершаем прогулку при Луне, то не только фантазия в точном смысле этого слова возбуждается при этом, но благодаря этому наши силы роста и мы сами внут­ренне приходим в движение. Луна действует в нас особенно оживляюще, но в человеческом женском ор­ганизме или в теле самки животного, ее действие так сильно, что оно наделяет силами роста ребенка, или звериного детеныша.

Да, Луна, как вы видите, которая светит вниз с неба, не вызывает того, чтобы сама Земля могла рас­ти, поскольку Земля в настоящее время во многом слишком сильно отмерла. Следовательно, та Земля, которая когда-то могла быть оплодотворяемой, была гораздо более живой.

Теперь вспомните, что я говорил вам: то, что на­ходится внутри человека, становится вредным, если приходит извне. Итак, Луна, которая светит сегодня вниз на Землю, не может больше вызвать никакой жиз­ни. Почему? Потому что ее свет приходит извне, точно так же, как если бы воздух, который мы сами выпусти­ли из себя, стал приходить извне. В этом случае он не мог бы нас внутренне оживлять. Следовательно, Луна в настоящее время не может сверху ничего поделать с Землей. В настоящее время Луна может еще нечто сде­лать лишь в теле человека или в теле животного, так как оно защищено (от вышеуказанного вредного при­ходящего извне влияния Луны — примеч. перев.).

Но где же должна была находиться Луна, чтобы саму Землю делать живым существом? Находясь вне Земли, она не может сделать ее живым существом. Для этого она должна была находиться внутри самой Зем­ли! Точно так же, как углекислота, находясь снаружи, не может больше оживлять нас, но должна быть внут­ри, должна, находясь внутри, оживлять самое себя, так и лунный свет когда-то должен был находится не снаружи, а внутри Земли.

Итак, представьте себе, господа: в то время, когда все эти животные были здесь, Луна вообще не нахо­дилась вне Земли, она находилась внутри и была рас­творена в этом сгущенном «супе». Она вообще еще не имела границ, но была внутри; она находилась внут­ри в качестве более плотного шара. Тогда она могла всю Землю сделать яйцом. Приходишь к тому, что Луна, которая сегодня все еще возбуждает фантазию и воздействует на оплодотворенное женское тело, Лу­на, находящаяся в настоящее время наверху, на небе, когда-то находилась внутри Земли.

Но затем она должна была выйти наружу. Види­те, господа, тут мы подходим к необыкновенно важ­ному моменту в земном развити: Луна, находящаяся в настоящее время всегда снаружи, была когда-то, в прошлом, внутри Земли. Земля извергла ее. И сего­дня она вращается снаружи.

Если мы изучаем земное тело в целом, то обнару­живаем нечто замечательное. Изучая тело Земли, мы находим, что оно представляет собой воду, внутри ко­торой плавают континенты, массивы суши, как когда-то плавали исполинские животные. Европа, Азия, Африка плавают в воде, как когда-то исполинские жи­вотные плавали в земном «супе», в густом земном «су­пе». И если мы изучаем, как все это выглядит — вы знаете, что все это выглядит неодинаково, — тогда еще и сегодня можно увидеть по впадине на Земле и по разрыву между континентами, что Луна когда-то вылетела оттуда, где сегодня находится Тихий океан. Луна была когда-то внутри Земли, она вылетела нару­жу. И только там, снаружи, она затвердела.

Теперь давайте посмотрим назад, на древнее со­стояние Земли. Тогда Земля еще имела Луну внутри своего тела. Луна посредством своей субстанции дела­ла Землю матерью, а отеческая субстанция создавалась благодаря Солнцу, поскольку Солнце постоянно поро­ждало такие клубки слизи, которые оно извне облекало плотным роговым покровом. Этому способствовали солнечные излучения. Эти плавающие комки слизи постоянно оплодотворяли то, что находилось внизу в земном «супе» и поддерживало жизнь благодаря Луне. Земля была огромнейшим яйцом и благодаря воздей­ствиям Солнца, постоянно оплодотворялась.

Если бы, господа, эта история так и продолжалась, то на Земле наступило бы очень неуютное состояние. Луна бы вылетела наружу, Земля же стала бы бесплод­ной и, в конце концов, полностью умерла. Что могло послужить тому причиной? Вследствие вылета, выхо­да Луны, Земля умерла, однако кое-что из того, что в древности было оплодотворяемо — я подразумеваю здесь древнюю способность к оплодотворению, — со­хранилось в материнском теле как животного, так и человека. Прежде вообще не существовало процесса рождения в той его форме, которая существует сейчас. Точно так же, как в случае приготовления нового ка­равая хлеба берут немного старой закваски, старых дрожжей и добавляют в тесто, так кое-что из той древ­ней субстанции, взятой у Луны, осталось в женском теле, и эта субстанция может быть оплодотворена. То, что тут внутренне оплодотворяется, становится внут­ри яйцом, которое есть лишь отображение древней Земли-Яйца. Так что это не чудо, что при возникнове­нии ребенка подспудно еще витает призрак этой древ­ней лунной истории, и даже сроки, в течение которых ребенок вынашивается, определяются в соответствии с Луной. Ведь не правда ли, боярский сын должен жить в соответствии с тем наследством, которое оста­вил ему отец (то есть яблоко от яблони недалеко па­дает — примеч. перев.). Так же должно обстоять дело и с оплодотворенным яйцом, которое происходит от древнего лунного «супа». Оно и сегодня находится под управлением Луны, ибо от нее оно унаследовано.

Вообще, в древности о таких вещах знали гораз­до больше. Я вам еще как-нибудь сообщу, почему это было. В древние времена об этих вещах знали гораз­до больше, тогда говорили: sol, Солнце — мужского рода. Именно оно создает мужское начало, мужской род. Так было еще в латинском языке. Sol, Солнце — мужского рода. Тогда как Луна — женственна, и в латинском языке это слово женского рода. Sol, сол­нечное начало, оплодотворяет Луну, женственное. В немецком же языке все наоборот: тут слово Солн­це — женского рода, а слово Луна — мужского, в то время как на самом деле Солнце отображает мужское начало, а Луна — женское. Так все это оказалось пе­ревернутым. Если мы хотим говорить правильно, мы должны говорить по-немецки о Солнце, используя мужской род, а о Луне — женский.

Однако уже древние латиняне шутили на этот счет и говорили — это не более чем шутка, которой я хочу завершить сегодняшнее рассмотрение; я хотел дать вам лишь немногое из того, что впоследствии мы более подробно и ясно рассмотрим, — итак, древ­ние латиняне говорили вот что: сначала мы имеем вот такую Луну (см. рисунок 15), затем Луна полнеет, становится вот такой, и затем становится полной.

к циклу лекций лля рабочих гётеанума 10 страница - student2.ru

Рисунок 15

Затем она снова убывает, становится вот такой. Види­те ли, если мы возьмем соответствующие слова из роман­ских языков, например из французского, то тогда мы можем здесь поставить букву С (см. рисунок 15, убываю­щий лунный серп), а здесь (возрастающий лунный серп, первая четверть) — написать D; тогда буква С, croitre, будет означать «растет». Но ведь в таком случае Луна как раз не растет, а убывает, если она делает С! Напротив, decroitre означает убывать, но Луна тут растет. Так что если мы посмотрим вверх, на небо, Лу­на говорит нам «я расту», когда она убывает и наобо­рот. Отсюда возникла поговорка: Луна обманчива. Она обманывает.

Тут есть, однако, и более глубокое значение. Лю­ди постоянно стесняются говорить о лунном начале, поскольку лунное начало связано с возникновением человека. Это всегда было запретной темой. И люди вообще потеряли возможность говорить о лунном начале правильным образом. Луна также и по этой причине стала обманщицей. Если на нее смотрят лю­ди, она уже не скажет им о том, с чем она связана. Врачи постепенно отвыкали говорить о том, что ре­бенок остается в теле матери десять лунных месяцев, и говорили о девяти солнечных месяцах, которые со­ставляли примерно то же самое время. Однако дейст­вительную роль играют десять лунных месяцев, а не девять солнечных. Это связано с Луной — и происхо­дит оттого, что когда-то Земля в своей утробе, в себе носила Луну; сама Земля родила Луну и выбросила ее в мировое пространство.

Теперь подумайте, господа: ведь, в сущности, я не рассказываю вам ничего иного, кроме того, что рас­скажет вам кто-то другой, говоря о мировой туманно­сти, о том тумане, из которого выделилась Земля, а из Земли, в свою очередь, вышла Луна. Но ведь все это мыслится механически! Все это от материализма! Из тумана, как бы много его не разливалось, никогда не получится что-то живое. Но то, о чем я рассказал вам, это не просто древняя туманность, древний пар. Можно ведь много нагнать в котел всяческого тумана, а потом что-то выделять из него, но то, о чем я расска­зываю вам, возвращает вас к реальности. Это реаль­ность, а не тот туман, из которого должны были вы­делиться Юпитер и Земля; и когда Земля появилась одновременно с Юпитером, она выбросила Луну. Но настоящая Луна связана со всеми процессами роста, а также с размерами человека, как сказано: Земля когда-то имела в себе свою собственную воспроизводящую силу, была материнской Землей и оплодотворялась солнечным светом и теми животными, которые нахо­дились поверх нее со своей скорлупой. Лунная сила в Земле оплодотворялась посредством солнечного све­та. Вы видите, как мы постепенно уходим от Земли в космическое пространство.

Конечно, от вас потребовалось некоторое напря­жение внимания, но мы, как вы видите, изучаем нечто вполне реальное!

ДЕВЯТАЯ ЛЕКЦИЯ

Дорнах, 27 сентября 1922 г.

В последний раз я говорил вам о том, как Луна вылетела из Земли наружу и как это вообще связано с жизнью на Земле. Я могу себе представить, как много вопросов у вас возникло. Мы можем заняться ими в бли­жайшую субботу. Обдумайте к тому времени некоторые из них. Но сегодня я должен продолжить изложение. И, может быть вы сможете задать некоторые из вопросов.

Мы говорили: пока Луна находилась внутри Земли, то, что можно было бы назвать воспроизводительной силой живых существ, животных, было организовано совершенно иначе, чем после того, как Луна вылетела наружу. Я говорил вам, что пока Луна еще была в Зем­ле, она придавала Земле силы, являющиеся в неко­тором смысле материнскими, женскими. Так что мы можем представить следующее: было время, когда Лу­на еще находилась внутри Земли. Я хочу схематично изобразить вам, как это было.

к циклу лекций лля рабочих гётеанума 10 страница - student2.ru

Рисунок 16

Когда Луна еще была внутри Земли, она находи­лась не в середине, но была несколько сдвинута к краю (см. рисунок 16, слева). Если сегодня вы посмотрите на

Землю, то вы заметите, что с одной стороны, ближе к той части, где находится Австралия, на Земле больше воды, тогда как на той стороне, где находится Европа и Азия, больше суши. Вода и суша неравномерно рас­пределяются по Земле; Земля такова, что с одной ее стороны находится главным образом суша, а с другой стороны — главным образом вода. Вещество распола­гается на Земле неравномерно (см. рисунок 16, справа). Так же неравномерно распределялось оно и тогда, когда Луна еще была в составе Земли. Луна была смещена в сторону, где Земля вообще имела тен­денцию быть тяжелее (т. е. куда был смещен центр тяжести Земли — примеч. перев.). Конечно, если там находилось твердое вещество, она была там тяжелее. Я должен, следовательно, нарисовать все это, очер­тив там белый круг.

Но вы должны представлять себе, что оплодотворе­ние тогда происходило так, что находящаяся в Земле Луна давала исполинским животным силы, благода­ря которым они обеспечивались в некотором смысле воспроизводящей материей. Нельзя сказать, что уже тогда животные клали настоящие яйца. Эти гигант­ские устрицы представляли собой, в сущности, только некую слизистую массу, и они отделяли от себя толь­ко кусочек. Так что описанные мною в прошлый раз гигантские устрицы, которые первоначально могли быть такой же величины, как вся Франция, имели мощную скорлупу, по которой можно было бы про­гуливаться, и слизистую массу, более слизистую по сравнению с тем, что находилось внутри Земли. На эту слизистую массу воздействовали лунные силы, и тогда кусок слизистой массы отделялся. После этого он и дальше плавал по Земле. А когда поверхность снова освещало Солнце — это я вам наглядно объяс­нял на примере с собакой, — то образовывалась «яич­ная скорлупа», корка: из-за образования этой яичной скорлупы слизистая масса устрицы получала тенденцию отделить от себя кусочек, и тогда могло возник­нуть новое животное. Так женские силы приходили от Луны, которая находилась в Земле, а мужские си­лы приходили от Солнца, которое извне светило на Землю. Таким образом, господа, я тут описываю вам вполне определенную эпоху, то время, когда Луна еще находилась внутри Земли.

к циклу лекций лля рабочих гётеанума 10 страница - student2.ru

Рисунок 17

Вы должны были представить следующее. В на­стоящее время, когда Луна находится снаружи, вне Земли, она действует совсем иначе. Вам известно, что углекислота, находящаяся внутри человека — об этом я говорил вам в последний раз, — действует совсем иначе, нежели когда находится снаружи, где она ядо­вита. Если вы вспомните о размножении животных сегодня, то вы должны сказать: животным необходи­мо сначала снести яйца и только тогда эти яйца долж­ны каким-либо образом оплодотворяться. Итак, то, что раньше давала Луна, когда она находилась внут­ри Земли, животные теперь имеют в себе. Животные имеют в себе эти лунные силы.

Но и находясь снаружи, Луна тоже еще дает силы. В последний раз я говорил вам; даже поэтам извест­но о том, что Луна дает Земле силы. Но это как раз та­кие силы, благодаря которым возбуждается фантазия, посредством которых человек становится внутренне более живым. Это силы, которые больше не действу­ют на воспроизведение, они излучаются извне, они больше не могут способствовать воспроизведению.

Вы должны представить, то, что Луна могла да­вать Земле, находясь внутри нее — силы воспроизве­дения, силы размножения, — было усвоено животными, будучи получено ими в качестве наследственности, эти силы воспроизводятся теперь, передаваясь от одного животного к другому. Следовательно, если вы иссле­дуете яйца, снесенное животными, то вы должны бу­дете сказать: тут внутри действуют лунные силы. Тут внутри находятся именно те лунные силы, которые действовали, когда Луна еще находилась внутри Зем­ли. Сегодня Луна не может оказывать воздействие большее, чем то, которое возбуждает, приводит в вол­нение голову. Следовательно, Луна сегодня действует только на голову. Однако в прошлые времена она воз­действовала на воспроизведение. Вы видите, что это ощутимая разница. Это большая разница, находится ли что-то внутри Земли или вне Земли.

В связи с размножением обнаруживаются заме­чательные вещи. Мы снова можем сказать: все пони­мание природы связано с тем, как понимать процесс размножения. Ведь благодаря ему сегодня еще возни­кают отдельные животные и отдельные растения. Ес­ли бы не было размножения, то все давно бы умерло. Если человек хочет хоть как-нибудь понять природу, он должен понять размножение. Но с размножением на Земле связана еще одна особенность.

Вы только подумайте, одна из отличительных особенностей слона состоит в том, что он лишь с пятнадцати-шестнадцати лет оказывается в состоянии произвести одного детеныша. И, напротив, возьмите устрицу: это маленькое слизистое животное. Если вы мысленно увеличите ее до гигантских размеров, то получите примерно то самое животное, на которое я указывал, говоря о давно минувших временах. Даже у устрицы можно кое-чему научиться. Но устрица не такова, как слон, которому нужно ждать долгие годы, чтобы произвести детеныша. Одна-единственная уст­рица может произвести один миллион устриц в год. Следовательно, устрица обладает иной способностью размножения, нежели слон.

Еще одно интересное животное, господа, это тля (Aphidodea — примеч. перев.). Вы знаете, что она встре­чается на листьях деревьев и считается вообще-то од­ним из вредных жителей растительного мира. От нее можно очень пострадать. Тля, как вы знаете, гораз­до меньше, чем слон, зато одна-единственная тля спо­собна произвести тысячу миллионов потомков всего за несколько недель! Итак, слону нужно примерно пятнадцать-шестнадцать лет, прежде чем он будет в состоянии произвести одного-единственного потом­ка, тогда как тля может за несколько недель так раз­множиться, что от одной-единственной произойдут многие миллионы.

Но есть еще одно простейшее, мельчайшее живот­ное, которое называется фортицелла. Рассматривая их под микроскопом, видно, что они представляют собой совсем крохотные комочки слизи, у них есть волокна, на которых они, извиваясь, передвигаются. Это очень интересные животные, хотя и состоят из совсем маленьких комочков слизи, похожих на во­локна, вытягивающиеся из устрицы; они плавают повсюду. Эти маленькие фортицеллы таковы, что за четыре дня одна-единственная из них производит сто сорок миллиардов миллиардов потомков (140 000 000 000 000 000 000— примеч. перев.)! Единствен­ное, что еще может конкурировать с ними, так это русская валюта!

Итак, вы видите, что есть очевидная разница в способности к воспроизведению между слоном, кото­рому приходится ждать пятнадцать-шестнадцать лет, для того, чтобы произвести одного-единственного слоненка, и этой маленькой фортицеллой, которая за че­тыре дня размножается так, что вырастает сто сорок миллиардов миллиардов потомков.

Вы, следовательно, видите, что мы имеем дело с весьма значительной тайной природы. Есть один очень интересный французский анекдот, который внешне как будто бы ничего не значит, но все же име­ет внутренний смысл. Был некогда один крупнейший французский поэт Расин . Этому Расину потребовалось однажды целых семь лет для написания только одной поэмы, которая называется «Аталия». Итак, он целых семь лет писал одну театральную пьесу под названи­ем «Аталия». В его время был другой поэт, который страшно заносился перед Расином и говорил: Расину нужно семь лет, чтобы написать одну пьесу, а я за один год пишу семь пьес! На этой почве возникла басня, анекдот, и эта басня гласила: «Однажды свинья и лев поспорили друг с другом; свинья так возгордилась, что сказала льву: я каждый год приношу семь отпрысков, а вот ты, лев, можешь произвести за год только одного-единственного! — Тогда лев ответил: это правда, но зато мой единственный — лев, а твои семеро — просто поросята». Вот и Расин захотел ответить этому поэту. Но он не пожелал сказать ему прямо, что твои театраль­ные пьесы — просто поросята, он использовал анало­гию и сказал: «О да, ты делаешь по семь пьес за год, я же за семь лет сделал только одну-единственную, зато это «Аталия», и она известна сегодня всему миру».

Видите ли, можно сказать так: внутренний смысл этой басни, рассказа в том, что лучше подобно слону потратить пятнадцать-шестнадцать лет, чтобы затем произвести одного отпрыска, чем быть фортицеллой, которая за четыре дня размножится так, что получает­ся сто сорок миллиардов миллиардов особей. Много говорят о том, что кролики дают большое потомство, если же говорить о фортицелле, то такую способность размножаться просто невозможно себе представить!

И все же надо разобраться, отчего такое ничтож­но малое животное дает так много потомков, в то вре­мя как слону приходится тратить столько лет.

Я уже говорил вам: Солнце — вот в чем состоит основа оплодотворения. Солнце еще и сегодня необ­ходимо при оплодотворении. Я также говорил вам: если небесное тело находится снаружи, как Луна, то оно в лучшем случае еще действует на голову, но оно больше не действует на органы нижней части тела, следовательно, она больше не действует непосредствен­но на силы воспроизводства. Силы воспроизводства должны сегодня передаваться по наследству от одно­го существа к другому. Но, господа, в некотором смыс­ле то, что и теперь происходит еще во время процесса воспроизводства, остается в зависимости от Луны. Я хочу пояснить вам это следующим образом, причем я буду ссылаться на Солнце.

Видите ли, мы должны спросить себя: почему слону требуется пятнадцать-шестнадцать лет для того, чтобы его способность к воспроизведению развилась доста­точно для производства потомства? Все вы знаете, что слон толстокожий, и поскольку он толстокожий, ему как раз-таки и надо много времени. Толстая кожа пре­доставляет солнечным силам более слабую возможность проникать сквозь нее, нежели кожа тли, у которой она мягкая и доступна для проникновения солнечных сил. Фактически незначительная способность к воспроиз­водству у слона связана именно с его толстокожестью.

Это вы можете также увидеть из следующего: пред­ставьте, что вы мысленно возвратились к тем исполин­ским плавающим устрицам. Никогда не возникло бы ни одной устрицы, если бы они просто выходили на Солнце, которое светило на их чешуйчатый панцирь, на их толстую кожу! Эти устрицы, как я говорил вам, отделяли немного слизи; и слизь, которая еще не име­ла устричной скорлупы, могла находиться на Солнце. Солнце начинало подсушивать эту слизь, и благодаря этому могла возникнуть новая устрица. При этом Солн­це действовало на эту устрицу оплодотворяющим об­разом. Ведь если, господа, солнечные лучи приходят извне, они способны создать только одну скорлупу, оболочку. Как же тогда происходит то, что солнечные лучи могут действовать оплодотворяющим образом? Видите ли, тут мы должны опять рассмотреть кое-что еще, чтобы вы смогли увидеть, с чем связана эта история. Вы, быть может, знаете, что крестьяне, собрав урожай картофеля, делают достаточно глубокие ямы и укладывают в них картофель. Затем эти ямы снова за­капывают. Позднее, когда зима уже минует, картофель снова выкапывают из ям, причем он очень хорошо со­храняется там, внутри. Если бы они полностью загру­жали картофель в подвал, то картофель мог бы погиб­нуть. Зато там, внутри, он сохраняется очень хорошо.

Отчего так происходит? Это очень интересно. Кре­стьяне не могут привести достаточных объяснений этому. Но, господа, если бы вы сами были картофели­ной и вас закопали в такую яму, то там внутри — если бы вам к тому же не надо было есть — вы чувствова­ли бы себя исключительно хорошо. Ведь там, внутри, после лета осталось солнечное тепло, осталось то, что летом изливалось с Солнца на Землю, оно все больше и больше проникает вниз. И если в январе зарыться в землю, то там еще находится солнечное тепло и все другие солнечные силы, сохранившиеся с лета, они находятся на глубине около полутора метров.

Наши рекомендации