Укажите формы связи педагогики с другими науками
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО КУРСУ ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Педагогика как наука в системе
Современного человекознания.
Дидактические единицы: Общее представление о педагогике как науке. Проблема цели в педагогике. Объект, предмет и функции педагогики. Законы воспитания как предмет педагогической науки. Образование как социальный феномен. Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики. Структура педагогики и ее связь с другими науками.
Основные понятия: педагогика, объект, предмет, функции педагогики, цели и задачи педагогики, образование, воспитание и др.
Литература для самостоятельной работы:
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.
1. Генецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992.
2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.
3. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1992.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1992.
5. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского.
2. Общие основы педагогики / Под ред. П.Е. Гмурмана - М., 1967.
6. Педагогика. Уч. пособ. / под ред. И.Ф. Харламова. - М., 1986.
7. Педагогика. Уч. пособ. / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.
3. Подласый И.П. Педагогика. Уч. пособ. - М., 1996.
8. Сайман Б. Общество и образование. - М., 1989.
9. Педагогика. Уч. пособ. / под ред.В.А. Сластенина. - М., 1998.
Самостоятельная работа студентов: изучение дополнительной литературы, подготовка сообщений и рефератов.
Задания
№1. Объясните термин «педагогика»
_______________________________________________________________
_______________
№2. Что такое «этнопедагогика»?
________________________________________________
№3. Какие средства воспитания использовались на различных этапах исторического развития человеческого общества?
_______________________________________________________________
№4. В чем заключается основное отличие науки педагогики от этнопедагогики?
________________________________
№5. Назовите зарубежных ученых, чьи взгляды легли в основу педагогической науки
________________________________
В чем заключалась роль Я.А.Коменского в развитии педагогики как науки?
________________________________________________________________
№7. Назовите отечественных педагогов, чьи идеи составили основу педагогической науки?
________________________________________________
№8. Назовите дочерние науки педагогики
1. 2. 3. 4. 5. | 6. 7. 8. |
.
Укажите формы связи педагогики с другими науками
№9. С какими науками связана педагогика?
Педагогика
№10. Дайте характеристику взглядов на педагогику:
- Педагогика –это ___________________________
- Педагогика- это
____________________
- Педагогика- это
______________________________
№11. Назовите объект педагогики
____________________________________________________
№12. Назовите предмет педагогики
____________________________________________________
№13. Дайте устную характеристику роли педагогики:
Педагогика изучает и разрабатывает:
1.Теорию и технологию педагогического процесса.
2.Формы и методы деятельности учителя,
3.Особенности работы детей на уроке.
4.Специфику, формы взаимодействия учителя и ученика.
№14. Назовите и охарактеризуйте функции педагогики и их уровни.
Функции
№15. Дайте устную характеристику законов воспитания (по Б.Т. Лихачёву)
1.Закон обязательного присвоения подрастающему поколению опыта старших как условия вхождения в социальную жизнь и осуществления связи между поколениями.
2.Закон соответствия содержания, форм, методов воспитания, обучения требованием производительных сил общества
3.Обусловленность содержания форм и методов воспитания надстройкой общества, идеологией и политикой.
4.Возникновение неизбежных воспитательных последствий в результате взаимодействия детей с миром в конфликтных ситуациях и событиях.
5.Формирование сущности детской личности в результате её активного само проявления и самоутверждения в деятельности, общении, в отношениях.
6.Гармоническое развитие существенных сил ребёнка в единстве интеллектуальной, волевой и эмоциональных сфер с учётом возрастных особенностей.
№16. Почему образование рассматривается как социальное явление? Укажите последовательность и этапы развития системы образования в мире.
Первобытное общество
Рабовладельческое общество
Феодальное общество
Докапиталистический период
Капиталистическое общество
Общество ХХ века
Х1 век
№17. Дайте определение педагогического процесса
Педагогический процесс – это
__________________________________________
№18.Укажите компоненты педагогического процесса
У
Р Р
№19. Дополните и охарактеризуйте схему двух видов связи учителя и учения в педагогическом процессе
Учитель Ребенок
________________________________________________________________________
Учитель Ребенок
________________________________________________________________________
№20. Дайте определение
Обучение - это
__________________________
Образование -это
______________________________________________________________
Педагогическая технология это
________________________________________________________________________
Педагогическая деятельность -это
__________________________