Подберите учебники, вспомогательные материалы, образцы работ других учащихся, словари, пишите «пропись» и т.д.

Метод проектов

Проектом (от лат. - выдвинутый вперед) называют реалистический замысел о желаемом будущем. Проект - это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Организация проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели деятельности создание чего-либо, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Итак, проект учащегося должен содержать следующие элементы:

Описание проекта и его цели (выполненная и оформленная работа); Образцы работ учащихся:

• Доклад для защиты на конференции;

• Публикация статьи по проекту в газете (информационный бюллетень, проспект или
буклет);

Аннотация на свой проект. Рецензия.

Для успешного выполнения проекта учащимся преподаватель должен обеспечить ученика

следующим:

Критерии оценки:

• Доклада;

• Публикации;

Организационные документы (дидактические материалы (шаблоны), инструкции, правила работы и т.п.)

Этапы работы над проектом:

Постановка проблемы

планирование проекта.

принятие решений.

выполнение.

проверка и оценка результатов.

защита проекта.

Этапы проекта:

1. этап: Постановка проблемы:

Разработка основополагающих вопросов и вопросов более узкой темы проекта.

Задача: сформулировать интересующий вас вопрос либо ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.

(технология задавания «толстых и тонких» вопросов).

Основополагающий вопрос и вопросы узкой темы будут определять содержание проекта

ученика и стратегию работы с ним.

При работе над этими вопросами руководствуйтесь следующими принципами:

• Основополагающий вопрос - это такой вопрос, на который нельзя ответить одним предложением. Он инициирует другие важные вопросы и скорее толкает на плодотворное исследование, нежели ведет к преждевременному ответу.

• Основополагающий вопрос и вопросы более узкой темы не имеют однозначного ответа.

Например:

Основополагающий вопрос Вопрос более узкой темы
Что будет, если вдруг не станет витаминов? Какова роль витамина С в жизни человека?

1.2.Определение темы, целей.

Задача: сформулировать цель, опираясь на основополагающий вопрос, ожидаемые результаты вашей работы.

и

2.этап: Планирование проекта.

2.1. Анализ проблемы, постановка задач, уточнение информации, синтез идей,

планы (см. Памятку № 1).

Задача: Выбранную тему обсудить на заседании секции или индивидуальной

консультации с руководителем, определить задачи, которые помогут достичь

цели.

О чем будет Ваш проект? (Кратко опишите проект).

•Какую цель преследует Ваш проект? (Из выбранных вами материалов)

Как вы назвали свой проект?

3.этап: Принятие решений.

Сбор информации (см. примерные стратегии подготовки исследования). Задача: собрать и изучить литературу по вашей теме.

подберите учебники, вспомогательные материалы, образцы работ других учащихся, словари, пишите «пропись» и т.д.

4.этап: Выполнение.

работа по выполнению проекта.

Задача: 1. На основе изученных материалов и «прописи» написать анализ собственного изучения темы.

2. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы

5. этап: Оформление работы.

Задача: оформить работу в соответствии с требованиями (см. Памятка № 2) и на основе ее содержания подготовить доклад (для выступления на конференции) и статью (для публикации в газете).

6. этап: Проверка и самооценка результатов.

анализ выполнения проекта, выяснение причин удач и неудач

Задача: проанализировать содержание своей работы, корректность текста,

внешний вид работы (соответствие требованиям оформления), и сделать вывод о

соответствии выполненной вами работы с поставленными целями,

убедиться в готовности вашей работы, и поставить себе оценку в соответствии

с критериями оценки, (Решил ли ты проблему? Подумай об этом. Может быть

тебе необходимо что-то изменить в своем проекте? Определи, что он дает,

каковы его положительные стороны, недостатки).

7 этап. Защита проекта (доклад или презентация)

Требования к презентации (докладу)

Рекомендации для создания презентации

Критерии оценки

7.2 этап. Создание публикации по проекту

Требования к содержанию творческой (научно-исследовательской) работы (проекту):

1. четкость и доступность изложения материала;

2. соответствие темы работы ее содержанию;

3. актуальность и практическая значимость работы;

4. эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;

5. наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;

6. умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;

Критерии оценки творческой (научно-исследовательской) работы: «отлично»:

- соблюдены требования к объему, структуре, содержанию работы и ее оформлению;

- не допущены вольные (спекулятивные) или невольные искажения и ошибки в
изложении тех или иных фактов;

- проделанная работа соответствует заявленным целям;

- текст работы корректен и логичен (чтобы было ясно не только автору);

- аргументация всех основных утверждений автора по теме работы убедительна;

- тема работы актуальна;

- работа обоснованно трудоемка в выполнении;

- работа имеет практическую ценность;

- в случае проведения автором опросов в виде анкетирования или интервьюирования
соблюдаются соответствующие методики их проведения, в работе есть ссылки на
использованную литературу; материалы опросов (заполненные анкеты, протоколы
опросов или расшифровки диктофонных записей) качественны и приведены в
приложении к работе;

- дано сравнение с историческим аналогом (указаны ссылки на именитых авторов,
ранее обращавшихся к теме работы);

- работа выполнена самостоятельно.

«хорошо»:

работа отвечает тем же критериям, что и работа на «отлично», но в ней допустимо наличие одного или всех недостатков из нижеследующего перечня:

-

Критерии оценки статьи (публикации): «отлично»:

1. содержание статьи отражает ее цели и демонстрирует понимание учащимся
поставленных им задач;

2. содержание статьи демонстрирует способность учащегося к анализу, оцениванию
различной информации;

3. текст корректен, соответствует достаточно высокому уровню знаний учащегося по
предмету;

4. информация точна, важна, проверена, носит законченный характер, может
использоваться, соответствует общепринятым нормам;

5. отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки;

6. изображения (фотографии, рисунки, диаграммы) (если они есть) в статье
привлекательны, интересны и соответствуют содержанию;

7. списки и таблицы (если они есть) в статье выстроены и размещены корректно;

8. все ссылки на источники соответствуют содержанию.

Итак, выполненный студентом проект является своего рода материализацией результатов работы его мысли, интеллектуальных поисков. Поэтому результат должен выглядеть достаточно презентативно, т.е. так, чтобы его можно было выигрышно продемонстрировать другим людям (например, родителям или сокурсникам). Таким результатом может быть публикация статьи по проекту в газете или созданный с помощь информационных технологий проспект, буклет (правда, это возможно лишь в случае свободного доступа к работе на компьютере и обладании определенными навыками).

Наши рекомендации