Экспертные оценки в образовании

Экспертиза – разрешение с помощью экспертов к-л вопроса. Необходимость э. оценки в процессе обучения рус. яз. вызвана потребностями оценивания образовательных стандартов, учебников, путей развития школьников в области рус.яз.

Э. оценка – мотивированное мнение о качестве того, что было предметом экспертизы.

Э. оценки:

- индивидуальные (средствами могут быть наблюдения, использование опросных методов (анкетирование, тестирование, интервьирование))

- коллективные (нужны тогда, когда необходим поиск решения проблемы средствами коллективной экспертной оценки, т.е. совещания, дискуссии). Для получения обобщенного решения коллективной оценки используют прием ранговых оценок (расположение инф в порядке убывания величины признаков)

Этапы экспертизы: организация (определение целей и задач, сроков проведения, подбор экспертов), проведение (сбор данных, анализ), обобщение мнений экспертов, формирование заключения, принятие решения на основе заключения.

Объекты эксп-зы: планирование, переход на новые образ. Стандарты, введение новых систем оценивания

5. Качества образования: подходы к определению, процедура построения комплексной системы оценки качества

1975 – первое употребление термина «качество» в нормативных документах об образовании в отношении качества знаний учащихся.

1977 – создание лаборатории оценки качества знаний.

Однозначного определения качества образования нет.

По «Управление качеством образования» Поташника:

Качество образования :

– качество обучения (так в тех школах, где итоги подводятся в цифровом формате с подсчетом % успеваемости);

- совокупность качества обучения и воспитания

- степень развития личности

- процент выпускников, поступивших в вузы, выигравших олимпиады

Качество образования – интегрированный показатель, включающий совокупность характеристик различных сторон и аспектов образовательной деятельности школы.

В структуру качества входит качество образоват.систем, учебного процесса, подготовленности обучающихся, научной и инновационной д-ти при обучении, качество управления.

Показатели качества – индивид. и средние баллы, рейтинги.

Инструментарий для оценки кач-ва – лицензирование, гос.аккредитация, гос.итоговая аттестация, аттестация пед.работников, экспертиза инновац. д-ти, мониторинг качества.

Характеристики кач-ва обр-ия – многогранность качества, многоуровневость конечных рез-ов качества(нач., сред., старш.школы), многосубъектность кач.обр.(учителя родители, дети, общество), многокритериальность, полихронность, вариативность.

Менеджмент кач.обр. – система мер по обеспечению гарантированного качества образовательных услуг.

Мониторинг качества образования

«Мониторинг» - из экологии и социологии (отслеживание показателей и состояния среды)

В образовании– систематическая и регулярная процедура сбора, экспертизы и оценки кач-ва образоват. услуг в целях развития системы образ-я и своевременного предотвращения неблагоприятных или критических ситуаций.

Задачи– наблюдение за ходом обучения и рез-тами контроля, получение инфы о рез-тах освоения р.яз. школьниками, своевременное выявление неблагоприятных изменений (регресс рез-тов контроля ЗУНов) и факторов, вызывающих их; предупреждение негативных тенденций в обуч., прогнозирование развития процессов в освоении р.яз, оценка эффективности и полноты реализации метод. обеспечения обучения.

Виды – по масштабу целей образ-я- стратегический, тактический, оперативный; по охвату объектов – локальный, выборочный, сплошной; по организац.формам – индивид., групповой, фронтальный; по исп-му инструментарию – стандартизированный и не -/-; по направленности – внеш.(м.б. на региональном, федеральном уровнях) и внутр.

Наши рекомендации