Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.
Практические занятия
(содержание)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Тема 2.3. Многоплановый характер общения. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона в общении)
Продолжительность 1 час.
Цель:Создать условия для диагностики коммуникативных навыков и выявления коммуникативных, эмпатических способностей и стиля делового общения. Создать условия для саморегуляции поведения в процессе межличностного общения, на основе знаний, полученных в результате диагностики.
Задачи:
1. Сформировать умение отбирать методики, исходя из темы диагностики.
2. Развивать умение регулировать поведение в процессе межличностного общения, на основе знаний, полученных в результате диагностики.
3. Воспитывать толерантное, уважительное отношение к партнеру по общению.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
- Понятие социальной перцепции, перцептивная сторона общения.
- Обратная связь в общении.
- Уровень эмпатии.
- Влияние имиджа на восприятие человека.
2. Практические задачи, задания, упражнения:
Задание:
1. Подобрать диагностические методики изучения собственных коммуникативных навыков (не менее 3 методик).
2. Провести диагностику по теме «Общение». Диагностический инструментарий: «Коммуникативные и организаторские способности». «Ваш стиль делового общения». «Ваши эмпатические способности».
3. Представить самоанализ результатов тестирования.
Критерии оценивания:
-соответствие подобранных диагностических методик заявленной тематике;
-полнота выполнения требований задания.
Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.
При подготовке к практическому занятию необходимо проработать основные понятия, изучив материалы темы 2.3 и учебную литературу:
- Панфилова, А.П. Психология общения. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.-386с.(Тест КОС с.40-42, Тест для диагностики способности к эмпатии с. 72 – 74)
- Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 409с. (Тест «Ваш стиль делового общения с. 151 – 155, Опросник для диагностики способности к эмпатии с. 317-319)
- Рабочая тетрадь по психологии общения (электронная версия) - материалы для диагностики по теме.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
Тема 2.3. Многоплановый характер общения. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона в общении)
Продолжительность 1 час.
Цель:Создать условия для саморегуляции поведения в процессе межличностного общения, на основе знаний, полученных в результате диагностики.
Задачи:
1. Закрепить знания взаимосвязи общения и деятельности, ролей и ролевых ожиданий в общении, механизмов взаимопонимания в общении.
2. Развивать умение регулировать поведение в процессе межличностного общения, на основе знаний, полученных в результате диагностики, применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности.
3. Воспитывать толерантное, уважительное отношение к партнеру по общению.
1. Вопросы, выносимые на обсуждение:
- Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия.
- Познание самого себя в процессе общения (рефлексия).
- Механизмы взаимопонимания в общении.
- Техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности.
2. Практические задачи, задания, упражнения:
Задание:
Составить план действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению (используя результаты практической работы № 1) с позиции будущей профессиональной деятельности.
Критерий оценивания:
-соответствие планируемой работы выявленным недостаткам в общении.
Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.
При подготовке к практическому занятию необходимо проработать основные понятия, изучив материалы темы 2.3, и учебную литературу:
- Панфилова, А.П. Психология общения. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.-386с.
- Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 409с.
- Рабочая тетрадь по психологии общения (электронная версия) - принести на занятие материалы проведенной самодиагностики.
4. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы:
Определите связь между внешним видом человека и его успехом в профессиональной деятельности. Составьте презентацию на тему «Имидж педагога».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Тема 2.4. Многоплановый характер общения. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Продолжительность 1 час.
Цель:Создать условия для отработки техник и приемов эффективного общения.
Задачи:
1. Закрепить знание техник и приемов общения, правил слушания, ведения беседы, убеждения.
2. Развивать коммуникативные умения, умения использовать невербальные средства общения, приемы партнерского общения, умение устанавливать контакт с незнакомым человеком, умение принимать групповое решение.
3. Воспитывать толерантное, уважительное отношение к партнеру по общению, группе.
1. Вопросы, выносимые на обсуждение:
- Понятие коммуникация.
- Коммуникативные барьеры.
- Виды, правила и техники слушания.
- Правила слушания, ведения беседы, правила убеждения.
- Понятия тактика, техника, приемы общения.
2. Практические задачи, задания, упражнения:
1) применение техник и приемов эффективного общения (Коммуникативный тренинг).
Упражнение «Активное слушание»
Участники сидят парами. Один человек рассказывает что-нибудь (2 мин.), другой слушает его очень внимательно (1мин.), а затем по знаку ведущего не слушает его (1мин.). Партнеры меняются ролями, а затем обсуждают это упражнение.
В общем кругу студенты показывают плохое и хорошее слушание. Общее обсуждение увиденного и своего опыта в парах.
Алгоритм слушания фиксируется в тетрадях.
Активное слушание | Что мешает вашему собеседнику говорить |
2) ролевые игры, направленные на групповое принятие решения; на отработку приемов партнерского общения, направленные на развития терпимого отношения к другим, на формирование жизнеутверждающих установок, использование невербального общения. Анализ ролевых игр.
А) Игра «Не слышу».
Цель: Проверка умения использовать невербальные средства общения. Все участники разбиваются на пары. Задается следующая ситуация. Партнеров разделяет, толстое стекло (в поезде, в автобусе...), они не слышат друг друга, но у одного из них срочно возникла необходимость что-то сказать другому. Нужно, не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробовать передать через стекло все что нужно и получить ответ. Каждая пара участников конкретизирует для себя данную ситуацию и выполняет упражнение. Результаты обсуждаются.
Б) Игра «Ежик»
Цель: Проверка умения устанавливать контакт. Участники становятся в круг, один желающий садится в середине. Он сидит в закрытой позе, расправив «колючки», не желает ни с кем общаться и идти на контакт. Задача участников: поочерёдно попытаться убрать у «ёжика» колючки, создать у него доброжелательный настрой.
В) Задание: Преднамеренно вступите в контакты с человеком в своем коллективе, с которым обычно не общаетесь близко. Придумайте повод поговорить. При этом в одном случае заведите разговор и управляйте общением сами, а в другом — разговорите товарища и незаметно для него лидерство в беседе передайте ему. Повторите это упражнение и в других ситуациях.
Г) Задание: Преодолейте робость в разговоре с малознакомыми людьми. Упражняйтесь так: если вас слишком беспокоит, как вы выглядите со стороны, что о вас думают, дайте себе обещание, что, разговаривая с людьми, будете думать только о деле, о предмете разговора и избегать мыслей о себе. Проконтролируйте результат такой психологической подготовки к общению. Если вы не очень общительны, поупражняйтесь в разыгрывании роли общительного человека: смело обращайтесь с вопросами о том, как пройти на такую-то улицу, который час и т д. к людям, которые кажутся вам особенно необщительными.
Д) Имитационная игра «Катастрофа в пустыни».
Цель: Развитие навыков общения, умения отстаивать свою точку зрения, убеждать других, принимать групповое решение.
Критерии оценивания:
- активность участия в групповых упражнениях.
- знание правил слушания, ведения беседы, правил убеждения, техник и приемов общения.