Тема 9. Советский период в истории отечественной музыки

План:

1. Новые задачи перед деятелями культуры н. XX в. Концерт-митинг, как одна из самых популярных форм общественной жизни н. XX в.

2. Развитие жанра «массовая песня»: Д. Покрасса, С. Покрасса.

3. Оперы и балета С. Прокофьева, симфонии Д. Шостаковича, Б. Асафьева.

4. Музыка в годы Великой Отечественной войны.

5. Новое поколение композиторов в 1960-е гг.: А. Шнитке, Э. Денисов, Р. Щедрин, К. Караевы и др.

6. Развитие жанра «рок-опера»: «Орфей и Эвридика» А. Журбина, «Юнона и Авось» А. Рыбникова и др.

Литература:

1. Асафьев, Б. Русская музыка XIX и начала XX веков [Текст] / Б.Асафьев.

2. Гнедич, П.П. История искусств [Текст] / П.П.Гнедич. – М.: Изд-во Эскмо, 2005.

3. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств [Текст] / Н.А.Дмитриева. – М.: Просвещение, 2000.

4. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие для студ. [Текст] / Л.Г.Емохонова. – М.: Академия, 2001.

5. Петрухинцев, Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры: учеб. пособие для студ. [Текст] / Н.Н.Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001.

6. Соколова, М.В. Мировая культура и искусство: учеб. пособ. для студ. [Текст] / М.В.Соколова. – М.: «Академия», 2004.

7. Третьякова, Л. Русская музыка XIX века [Текст] / Л.Третьякова. – М., 1976.

8. Другая литература.

Методические рекомендации:

Знать музыкальные жанры: концерт-митинг, массовая песня, рок-опера. Необходимо прослушать самостоятельно музыкальные композиции по данной теме. Проследить развитие музыкальной тематики в советский период. Подготовить небольшие доклады (на 5-7 минут) по творчеству любого музыканта.

Презентации (также музыкальные композиции, включенные в презентацию) или использование наглядных пособий (репродукции) помогут студенту при ответе на теоретический вопрос.

Тема 10. Становление отечественного джаза

План:

1. Развитие джаза в России с 1920-х гг. Творчество Л. Утесова, В. Парнаха, А. Цфасмана, Ю. Мейтуса, И. Дунаевского и др.

2. Программа «Джаз-информбюро» в период Великой отечественной войны.

3. Всемирные джазовые фестивали молодежи и студентов в 50-60-е гг. XX в. (Варшава, Москва, Вена, Хельсинки).

4. 70-е гг.: развитие джаз-рока (ансамбли «Арсенал», «Мелодия» и др.).

5. Стилистические границы отечественного джаза: би-боп, фри-джаз, модальный джаз.

6. Джазовый вокал: Л. Долина, И. Отиева, В. Пономарева, Т. Оганесян, С. Манукян.

Литература:

9. Асафьев, Б. Русская музыка XIX и начала XX веков [Текст] / Б.Асафьев.

10. Гнедич, П.П. История искусств [Текст] / П.П.Гнедич. – М.: Изд-во Эскмо, 2005.

11. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств [Текст] / Н.А.Дмитриева. – М.: Просвещение, 2000.

12. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие для студ. [Текст] / Л.Г.Емохонова. – М.: Академия, 2001.

13. Петрухинцев, Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры: учеб. пособие для студ. [Текст] / Н.Н.Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001.

14. Соколова, М.В. Мировая культура и искусство: учеб. пособ. для студ. [Текст] / М.В.Соколова. – М.: «Академия», 2004.

15. Третьякова, Л. Русская музыка XIX века [Текст] / Л.Третьякова. – М., 1976.

16. Другая литература.

Методические рекомендации:

Выявить взаимосвязь джазовой музыки в России и за рубежом. Знать различные жанры джаза: би-боп, фри-джаз, модальный джаз, джаз-рок. Особенности джазового вокала. Необходимо прослушать самостоятельно музыкальные композиции по данной теме. Проследить развитие музыкальной тематики в советский период. Подготовить небольшие доклады (на 5-7 минут) по творчеству любого музыканта.

Презентации (также музыкальные композиции, включенные в презентацию) или использование наглядных пособий (репродукции) помогут студенту при ответе на теоретический вопрос.

Приложение 3

Задания для СРС и методические указания к их выполнению

Тема: Музыкальные жанры

Задание: Терминологический диктант по теме «музыкальные жанры».

Источники: Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 1985.

Методические рекомендации: Диктант выполняется самостоятельно в аудитории. Цель терминологического диктанта – проверка знаний студентов по основным жанрам музыкального искусства.

Тема: Музыкальные жанры

Задание: Составление словаря-презентации «Жанровое многообразие музыкальных произведений».

Источники: Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 1985.

Методические рекомендации: Словарь необходимо сделать в формате мультимедийной презентации. Должно быть не менее 20 слайдов, в которых не только представлены разные музыкальные жанры, но и представители этих жанров.

Некоторый перечень музыкальных жанров: песня, ария, романс, опера, марш, вальс, прелюдия, соната и др.

Наши рекомендации