Выпуск 6. В мире животных и птиц

Введение

Данные настольные игры составлены на основе дидактических принципов с учетом возрастных особенностей детей 5—7 лет с речевыми нарушениями. Эти игры могут использоваться на занятиях по обучению детей грамоте в детских дошкольных учреждениях, как игровой материал на логопе­дических занятиях и как самостоятельная игра для детей с участием родителей.

В зависимости от возраста и уровня речевого развития детей игры помогут:

— научить ребенка выделять начальные звуки в словах;

— дифференцировать гласные и согласные звуки;

— различать согласные звуки по твердости-мягкости;

— правильно соотносить звуки и буквы;

— закрепить навыки слитного чтения слов;

— развивать навыки звукового анализа и синтеза;

— познакомить с некоторыми грамматическими правилами написания слов в русском языке;

— расширить и закрепить знаниядетей о животном мире (уточнить представления о животных и
птицах);

— поможет развить внимание, зрительную память;

— развивать творческие способности ребенка.

Кроме перечисленных целейигра может расширить и закрепить знания детей о животном мире, уточнив их представления о животных и птицах, поможет развить внимание, зрительную память.

Игры представлены комплектом, состоящим из 40 больших разноцветных карточек с изобра­жениями различных предметов; 40 маленьких двусторонних карточек с изображениями животных и птиц на одной стороне и их названиями на обороте карточки; разрезной азбуки; фишек для обо­значения звуков (красные фишки — гласные звуки, синие — согласные твердые, зеленые — со­гласные мягкие).

Слова, составляемые детьми по карточкам в ходе игры, сгруппированы по степени сложности слоговой структуры и даны в определенной последовательности от простого к сложному. Для об­легчения подбора слов с одинаковой слоговой структурой аналогичные карточки выделены каким-либо одним цветом: желтым, розовым, красным, фиолетовым, синим, голубым, зеленым, светло-зеленым, коричневым и серым.

Некоторые игры по степени сложности представлены в двух вариантах. Перед началом игры ве­дущий должен убедиться, что дети знают буквы и умеют правильно соотносить их со звуками.

Игра № 1 «От буквы к слову»

Игра проводится под руководством взрослого ведущего с 2—4 игроками.

Цели: научить детей выделять первый звук в начале слова, соотносить звуки и буквы, диффе­ренцировать звуки и буквы (гласные и согласные, согласные твердые и мягкие), составлять из букв слова, соотносить слово и его изображение.

Оборудование: большие и маленькие карточки (по одной паре карточек на игрока), разрезная азбука.

Начинать игру лучше с простых слов из двух слогов без стечения согласных.

Вариант А (простой)

Для этого варианта ведущий заранее отбирает необходимое количество маленьких карточек с изображением животных и птиц: № 1-6, 8-10, 13—16,20,25, 26,27, 29, 36—39 и выкладывает их в центр стола, изображением вверх.*

* Карточки № 21, 28, 30, 33 по ходу игры требуют уточнения ведущего в написании последнего звука. Их рекомендуется давать после предварительной работы — образование множественного числа существи­тельных в родительном падеже (например: удав, а много удавов).

Перед детьми лежат буквы разрезной азбуки и большие карточки с изображениями различных предметов, которые дети должны внимательно рассмотреть и назвать. Ведущий предлагает детям составить и выложить из букв разрезной азбуки слово по первым звукам маленьких слов-картинок. Выкладывать слово начинают с картинки, расположенной слева. В названии каждой маленькой кар­тинки выделяют первый звук, находят соответствующую ему букву и выкладывают ее под эту картин­ку. Затем выделяют первый звук в названии второй картинки, находят соответствующую букву и выкладывают ее под второй картинкой. И так со всеми оставшимися картинками.

После этого каждый ребенок должен прочитать свое слово и найти на столе маленькую карточ­ку с соответствующим изображением. Побеждает тот, кто не только быстро, но и правильно вы­полнит это задание. Если у ребенка возникают затруднения, ведущий помогает ему.

Количество предлагаемых ребенку картинок можно увеличить.

Вариант Б (усложненный)

Правила игры те же, но при выкладывании слов дети используют для обозначения звуков не только буквы, но и цветные фишки (красные — гласные звуки, синие — согласные твердые, зеле­ные — согласные мягкие). А затем отвечают на ряд вопросов педагога: Сколько в составленном слове слогов? Какой слог ударный? Сколько в слове гласных букв? Согласных? Каких? И т.п.

Постепенно, по мере усвоения слоговой структуры слов, ведущий выбирает более сложные слова, постепенно увеличивая число карточек у игроков. Побеждают игроки, сумевшие пра­вильно выложить, прочитать и выполнить звуковой анализ слова.

Игра № 2 «Собери слова в цепочку»

Игра проводится под руководством взрослого с 2—4 игроками. Ведущий заранее подбирает маленькие карточки с изображениями животных и птиц, (слова разной слоговой структуры) так, чтобы из их названий можно было составить цепочку слов. Цепочка составляется таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова.

Цели: научить детей выделять первый и последний звук в словах.

Оборудование: маленкие карточки с изображением животных и птиц.

Например: СТРАУС — СУСЛИК — КАБАН — НОСОРОГ — ГОЛУБИ...

Если игроки не могут продолжить цепочку слов (нет картинки с нужным звуком) ведущий может предложить: детям 5—6 лет — начать новую цепочку из оставшихся картинок; детям 6—7 лет — продолжить составление цепочки, несколько изменив условия игры. Если при выкладывании це­почки нет картинки с изображением животного, название которого начинается на определенный звук, игрок может подобрать слово на этот звук, а вместо картинки положить фишку. Ведущий может воспользоваться дополнительными карточками и словами.

Игра № 3 «Назови ударный слог»

Количество игроков не ограничено.

Цели: закрепить у детей навык деления слов на слоги; учить определять ударный слог в словах.

Оборудование: три карточки с цифрами (1,2, 3), картинка с изображением молотка, картинки
с изображением животных и птиц из игры. .

Игра проводится после того, как дети познакомятся с понятием «ударный слог». Выкладывая карточки с цифрами перед игроками ведущий говорит, что цифры обозначают количество слогов в слове, а молоток указывает ударный слог. Картинки с изображениями животных и птиц лежат пе­ред ведущим. Игроки по очереди берут по одной картинке, медленно называют слово, выделяя ударный слог, и в зависимости от места ударного слога в слове выставляют карточку с молотком под одну из цифр. Ведущий и остальные игроки следят за ответами. Если задание выполнено игро­ком без ошибок, он забирает картинку себе, уступая место другому игроку. Если допущена ошибка — карточка откладывается в сторону. Сначала игра проводится в медленном темпе, по ходу игры ведущий может увеличить темп, создавая тем самым атмосферу соревнования. Ведущий может неза-


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru

Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru


метно помогать некоторым игрокам, проговаривая вместе с ребенком «трудное» слово и интонаци­онно выделяя ударный слог. Это поможет детям, не уверенным в своих силах справиться с робостью и чувствовать себя более уверенно. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого игрока. Ведущий дает поощрительную оценку игроку-победителю и подбадривает остальных детей.

Игра № 4 «Каждый звук в своем окошке»

Количество игроков не ограничено.

Цели: закрепить у детей навыки звуко-буквенного анализа, учить различать твердые и мягкие согласные звуки, анализировать различные модели слов с твердыми и мягкими согласными звуками.

Оборудование: картинки с изображением животных и птиц, катрочки с различными набора­ми черных квадратов (по количеству звуков в слове: 4, 5, 6, 7, 8).

Картинки для игры ведущий отбирает заранее (по 2—3 на игрока) с таким расчетом, чтобы все дети могли принять активное участие в игре. Начинать игру следует с простых слов из 4-х звуков без стечения согласных, йотированных гласных и мягких согласных звуков. Ведущий выкладывает перед игроками карточку «домик с окошками» — черными квадратами и говорит детям о том, что количество звуков в слове равно количеству окошек в домике на полоске. Игроки должны назвать изображенное на картинке животное или птицу и определить, в каком окошке карточки живет каж­дый звук этого слова. Звуки называются по порядку (первый звук живет в первом окошке слева и т.д.). В начале игры допускается утрированное произношение звуков в словах. Особое внимание игроков ведущий обращает на порядок звуков в словах со стечениями согласных, на правильное определение места гласных в каждом слове.

За каждое правильно разобранное слово игрок оставляет картинку у себя до конца игры. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого игрока и определяется победитель.

Примерный перечень карточек для начала игры:

4звука: №1-4,21, 23, 25-27;

5 звуков: №9, 10,20;

6 звуков: № 5, 6, 8, 14, 15, 29, 30;
7-8звуков: № 33, 36;

8 звуков: №37-39.

"Оставшиеся картинки используются в игре после того, как дети познакомятся с правилами на­писания гласных после мягких согласных и узнают йотированную функцию букв Я, Е, Ё, Ю.

Для детей 6—7 лет проводится усложненный вариант игры: дети не только выполняют разбор сложных слов, но и определяют в них количество звуков за ограниченное количество времени.

Игра № 5 «Будем грамотно писать»

.;. Играют 2—3 ребенка и взрослый ведущий.

Цели:знакомство с правилами написания сочетаний ШИ — ЖИ, предупреждение соответству­ющих ошибок при выполнении письменных работ в школе.

Оборудование: набор разрезной азбуки у каждого игрока, маленькие картинки (шимпанзе, ёжик, стрижи).

Перед началом игры ведущий напоминает игрокам правило (ШИ — ЖИ пиши с буквой И). Затем он показывает одну из картинок, просит назвать изображенное на ней животное и выложить это слово из букв. Затем ведущий предлагает одному из игроков перечислить все бук­вы этого слова по порядку, а остальные игроки следят за правильностью выполнения задания. По­бедителем будет считаться тот игрок, который набрал большее количество фишек. Для продолже­ния игры ведущий может подобрать другие слова и карточки.

Игра № 6 «Что ты о нас знаешь?»

Играют 2—4 игрока и взрослый ведущий.

Цели: выделение первого звука в словах, соотнесение звука и буквы, составление слов из букв, уточнение знаний о животных и их повадках.

Оборудование: карточки и соответствующие им картинки, набор букв и цветных фишек.

В зависимости от речевых возможностей и возраста детей ведущий выкладывает на середину стола от 4 до 8 картинок. Каждый игрок получает по одной карточке и начинает выкладывать слово из букв. Порядок проведения игры тот же, что в игре «От буквы к слову».

После того, как игрок прочитает составленное слово, ведущий предлагает ему положить рядом с карточкой соответствующую картинку. По ходу игры ведущий предлагает детям ответить на вопросы:

— Кто это? (Птица, животное...)

— Где живет? (В лесу, в пустыне, на юге, на севере...)

— Есть ли свой домик и как он называется? (Дупло, нора, гнездо...)

— Какие слова-признаки можно подобрать? (Сильный, слабый, трусливый, зоркий, косолапый...)
Чтобы детям было интереснее играть, ведущий предлагает им вспомнить сказки

и мультфильмы, в которых встречаются эти животные. Допускаются наводящие вопросы и под­сказки. За каждый правильный ответ или удачно подобранное слово игрок получает фишку (же­лудь, бусинку...). Победит тот, кто наберет больше фишек.

Игра № 7. «Сравнинас»

Играют 2—6 детей и взрослый ведущий.

Цель: составление слов по буквам, расширение и активизация словаря, закрепление основных слов, обозначающих признаки, развитие умения сравнивать предметы, выделяя в них характерные признаки.

Оборудование: карточки с изображением животных и птиц.

Ведущий выкладывает на середину стола по 2 карточки, на каждого ребенка картинками вниз. В зависимости от возраста и уровня речевою развития эта игра может проводиться в облегченном и усложненном вариантах.

Вариант А

Число карточек ограничено по тематике и количеству(например, только дикие животные сред­ней полосы).Карточки распределяются между игроками по 2 на ребенка. После того, как будет прочитано их название, ведущий предлагает каждому игроку сравнить имеющиеся у него кар­тинки с изображениями животных, выделив их общие признаки и различия. Например, один ре­бенок называет только общие признаки, а другой только отличительные. Если у детей возникли затруднения, ведущий разбивает игроков по парам и они сравнивают «своих» животных, напри­мер: ЛИСА — БЕЛКА, ЗАЯЦ — ВОЛК, ГОЛУБИ ~ СОВА... За каждый правильный ответ игроки получают фишку, если ответ ошибочный, фишка теряется. Победит та пара детей, которая набе­рет большее число фишек.

Вариант Б

Число карточек не ограничено тематически, каждый игрок берет по 2 карты. После того, как будут прочитаны на карточках и названы на картинках животные, ведущий предлагает игрокам сравнить названных ими животных, выделив наиболее важные различия. В этом случае внимание детей акцентируется на подборе слов-признаков, наиболее подходящих именно для этого слова (животного). Этот вариант позволит не только активизировать словарь, но и развивать языковое чутье, поможет детям почувствовать и усвоить оттеночные значения слов.

Содержание

Введение................................................................................................................................ 1

Игра № 1 «От буквы к слову»............................................................................................. 1

Игра № 2 «Собери слова в цепочку».................................................................................. 2

Игра № 3 «Назови ударный слог»...................................................................................... 2

Игра № 4 «Каждый звук в своем окошке»......................................................................... 3

Игра № 5 «Будем грамотно писать»................................................................................... 3

Игра № 6 «Что ты о нас знаешь?»....................................................................................... 4

Игра № 7. «Сравни нас»....................................................................................................... 4

НАУМОВА Эльвира Дмитриевна

ИГРОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР

Выпуск 6. В мире животных и птиц

Игры на развитие навыков звуко-буквенного анализа и закрепление лексико-грамматических категорий на материале тем «Птицы», «Животные» для детей 5 — 7лет с речевыми нарушениями

Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России

Издатель — А.П. Казаков

Редактор — Н.Е. Ильякова

Иллюстрации — Н.В. Кулакова

Обложка — Д.Р. Кудряков Оригинал-макет — И.А.Полезаева

000 «Издательство ГНОМ и Д» Тел./факс:(495) 264-27-73.

E-mail:[email protected]

Подписано в печать 15.07.06.

Печать офсетная.

Объем — 4,5 п.л.

Формат 60x90/8.

Тираж 3000 экз. Заказ № 865.

Отпечатано по заказу 000 Агентство «Социальный проект» с готовых диапозитивов в ОАО «Домодедовская типография», г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1


Выпуск 6. В мире животных и птиц - student2.ru

Наши рекомендации