Развивающие игры из бросового материла для развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи
Муниципальный конкурс
дидактических материалов «Моя педагогическая находка»
Развивающие игры из бросового материла для развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи
Ласкина Марина Павловна,
учитель-логопед
МАДОУ «Ныробский детский сад»
Ныроб – 2014 год
Развивающие игры из бросового материла для развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи
Формирование правильной речи дошкольника – одна из важнейших задач воспитания и обучения в детском саду. Развитие речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Тонкая моторика – это основа развития всех психических процессов детей дошкольного возраста, включая внимание, память, мышление, речь.
Чем выше у ребенка уровень сформированности мелкой моторики, тем легче формируется звукопроизношение, а в дальнейшем навыки письма и чтения.
Учёными (Андриевской Т.Н., Беззубцевой Г. В., Кольцовой М. М., Ткаченко Т. А. и др.) было доказано, что систематичная, целенаправленная работа по развитию мелкой моторики рук помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизиологической сфере ребёнка, в том числе у детей с речевыми нарушениями.
Для того, чтобы эта работа была эффективной и дала ожидаемые результаты, необходимо тщательно выбирать формы работы и искать новые возможности для получения этого результата.
Исходя из моей педагогической практики, считаю, что большое значение в исправлении и устранении недостатков речи имеет использование в работе дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики рук.
На каждом занятии использую разнообразный дидактический материал, широко известный и применяемый многими специалистами в своей работе, но большей популярностью у детей логопедической группы пользуются дидактические игры, созданные мною из бросового материала.
Дидактические игры из бросового материала просты в изготовлении, не требуют больших финансовых затрат, нужна только фантазия и желание завлечь детей игрой. Основным материалом являются любые завинчивающиеся цветные крышки и контейнеры от пищевых продуктов, пластмассовые ячейки от киндер-сюрпризов, шнурки, колпачки от фломастеров.
Размер крышек позволяет ребенку легко брать их руками, они не ломаются, поэтому используются долгое время, удобны в работе как с одним ребенком, так и с группой детей. Играть ими можно за столом, на ковре. Игра в сочетании с художественным словом, словом с движением, имитацией, звукоподражанием придаёт процессу обучения увлекательную форму и в то же время выполняет главную функцию - устранение и исправление нарушений речи ребенка дошкольного возраста.
Необходимым условием на этапе автоматизации звука является постепенное, систематическое усложнение речевого материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным. В ходе своей работы, используя данные пособия, заметила значительные улучшения в процессе формирования и закрепления правильного звукопроизношения:
1) у детей с ФФНР - продолжительность коррекционной работы стала составлять - от3-5месяцев; (в2010-09 г. от 3 до 9 месяцев);
2) у детей с ФНР от 1 до 3 месяцев (в 2010-09 г. от 3 до 5 месяцев);
3) у детей с ОНР от 9 до 1 года (в 2010-09 г. от1 до 1,5 лет).
В соответствии с поставленной целью я планирую изготавливать и в дальнейшем развивающие пособия на автоматизацию, дифференциацию звуков, так как своеобразие дидактической игры заключается в возможности обучать, упражнять и развивать способности в доступной и привлекательной для детей форме.
Предлагаю ряд разработанных мною развивающих дидактических игр, изготовленных с использованием бросового материала. Универсальность обучающих возможностей предложенных мной дидактических игр состоит в том, что их можно использовать и на занятиях, и в домашних условиях, и в образовательной деятельности педагогов ДОУ для коррекции дефектов речи и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.