Педагогические взгляды просветителей-материалистов xviii в.

Дени Дидро (1713-1784) Клод Адриан Гельвеции (1715—1771)
Философ-материалист, атеист, просветитель, писа­тель. Выпускник иезуитского колледжа. Книги: Систематическое опровержение книги Гельвеция «О человеке»; План университета, или Школы публичного преподавания наук для Российского правительства. Признавал материальность мира. Отрицал всемогущество воспитания и отсутствие индиви­дуальных различий у детей. Источник знаний— ощущения. Благоприятными задатками наделены всевне зависимо­сти от происхождения. Протестовал против сословного об­разования. За просвещение народных масс:отстаивал принцип все­общего обязательного бесплатного нач. образования, бес­платные учебники и питание в нач. школе, стипендии в ср. и высшей школе. Цель воспитания— честный человек, обладающий твер­достью и справедливостью, здравым, просвещенным, об­ширным умом, вкусом ко всему «истинному, прекрасному, великому, доброму», крепким здоровьем. Учитель— профессионал своего дела, «честная и чувстви­тельная душа». Должен быть хорошо материально обеспе­чен. Школыдолжны быть изъяты у духовенстваи отданы го­сударству. Противзасилья религиии классическогообразования. За реальные знания.На первый план выдвигал физ.-мат. и естественные науки. Философ-материалист. Выпускник иезуитского колледжа, был близок с Монтескье, Вольтером, входил в кружок Д. Дидро и П. Гольбаха. Книги: Об уме, О человеке, его умственных способностях и его воспитании. Основные идеи в области воспитания: 1) врожденное равенство всех людей; 2) личный интерес как движущая сила индивидуального разви­тия людей и их деятельности; 3) воспитание как направляющая сила в развитии интересов; 4) полит, система как определяющее начало воспитания. «Человек — продукт обстоятельств». Нет врожденных идей и стра­стей. Человек от природы невежествен и невоспитан. Цель— стремление к всеобщему благу. Отрицал индивидуальные различия у детей. Различия в способ­ностях людей — следствие различий в условиях воспитания. Отвергал неравенство:умственное, социальное, националь­ное, расовое. Признавал право всех на образование:женщина равна муж­чине. Признавал всемогущество воспитания.Под воспитанием по­нимал и совокупность всех условий жизни индивидуума. Предлагал покончить с засильем латынии вооружиться ре­альными знаниями. Признавал природную добротучеловека. Одна из задач воспитания — воспитание патриотов,соеди­няющих идею личного блага и блага нации.

педагогические взгляды просветителей-материалистов xviii в. - student2.ru Дени Дидро (1713-1784) Клод Адриан Гельвеции (1715—1771)
Придавалважное значение хорошим учебникам,к ра­боте над которыми надо привлекать крупных ученых. «Воспитание не всесильно, но оно означает очень мно­гое». «Лучше знать немногое, но хорошо, и даже вовсе не знать чего-либо, чем знать плохо». Доказывал преимущество общественного воспитания перед семейным. Обучениедолжно быть наглядным,строиться наличном опыте ребенка, учебный материал должен быть прост. Школадолжна быть светскойи государственной. «Воспитание делает нас тем, чем мы являемся».

педагогические взгляды просветителей-материалистов xviii в. - student2.ru Считали воспитание средством изменения общественного строя.


Наши рекомендации