Дени Дидро (1713-1784) | Клод Адриан Гельвеции (1715—1771) |
Философ-материалист, атеист, просветитель, писатель. Выпускник иезуитского колледжа. Книги: Систематическое опровержение книги Гельвеция «О человеке»; План университета, или Школы публичного преподавания наук для Российского правительства. Признавал материальность мира. Отрицал всемогущество воспитания и отсутствие индивидуальных различий у детей. Источник знаний— ощущения. Благоприятными задатками наделены всевне зависимости от происхождения. Протестовал против сословного образования. За просвещение народных масс:отстаивал принцип всеобщего обязательного бесплатного нач. образования, бесплатные учебники и питание в нач. школе, стипендии в ср. и высшей школе. Цель воспитания— честный человек, обладающий твердостью и справедливостью, здравым, просвещенным, обширным умом, вкусом ко всему «истинному, прекрасному, великому, доброму», крепким здоровьем. Учитель— профессионал своего дела, «честная и чувствительная душа». Должен быть хорошо материально обеспечен. Школыдолжны быть изъяты у духовенстваи отданы государству. Противзасилья религиии классическогообразования. За реальные знания.На первый план выдвигал физ.-мат. и естественные науки. | Философ-материалист. Выпускник иезуитского колледжа, был близок с Монтескье, Вольтером, входил в кружок Д. Дидро и П. Гольбаха. Книги: Об уме, О человеке, его умственных способностях и его воспитании. Основные идеи в области воспитания: 1) врожденное равенство всех людей; 2) личный интерес как движущая сила индивидуального развития людей и их деятельности; 3) воспитание как направляющая сила в развитии интересов; 4) полит, система как определяющее начало воспитания. «Человек — продукт обстоятельств». Нет врожденных идей и страстей. Человек от природы невежествен и невоспитан. Цель— стремление к всеобщему благу. Отрицал индивидуальные различия у детей. Различия в способностях людей — следствие различий в условиях воспитания. Отвергал неравенство:умственное, социальное, национальное, расовое. Признавал право всех на образование:женщина равна мужчине. Признавал всемогущество воспитания.Под воспитанием понимал и совокупность всех условий жизни индивидуума. Предлагал покончить с засильем латынии вооружиться реальными знаниями. Признавал природную добротучеловека. Одна из задач воспитания — воспитание патриотов,соединяющих идею личного блага и блага нации. |
Дени Дидро (1713-1784) | Клод Адриан Гельвеции (1715—1771) |
Придавалважное значение хорошим учебникам,к работе над которыми надо привлекать крупных ученых. «Воспитание не всесильно, но оно означает очень многое». «Лучше знать немногое, но хорошо, и даже вовсе не знать чего-либо, чем знать плохо». | Доказывал преимущество общественного воспитания перед семейным. Обучениедолжно быть наглядным,строиться наличном опыте ребенка, учебный материал должен быть прост. Школадолжна быть светскойи государственной. «Воспитание делает нас тем, чем мы являемся». |
Считали воспитание средством изменения общественного строя.
Наши рекомендации