Герберт спенсер (1820-1903), английский философ-позитивист
Педагогический трактат Воспитание умственное, нравственное и физическое.
Стремился примирить науку с религией.Выступал против революцийи резко отрицательно относился к социалистическим идеям. Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Был открытым противником образования для малоимущих слоев населения, считал демократизацию образования вредной.
Цель воспитания— сделать человека способным жить полной жизнью.
Задача школы:вооружить человека знаниями, связанными с основными видами его деятельности, перечень которых таков:
• деятельность, непосредственно служащая личному самосохранению
(анатомия, физиология и гигиена);
• деятельность, косвенно служащая личному самосохранению индиви
дуума (добывание средств к существованию);
• деятельность по сохранению рода (физиология, психология, педагогика);
• деятельность, направленная на выполнение социальных обязанностей
(история);
• деятельность на досуге (художественное воспитание, знакомство с ли
тературой и т. п.).
Подход: утилитарный.Наука ценна лишь с точки зрения ее непосредственной практической полезности для буржуа-предпринимателя. Этот подход в то время был прогрессивным, т. к. ограничивал изучение классических языков.
Законы умственного развития:
— от простого к сложному;
— от неопределенного к определенному;
— от частного к общему;
— от определенного к отвлеченному;
— воспитание ребенка как относительно формы, так и относительно
порядка должно соответствовать воспитанию человечества, рассмат
риваемому с исторической точки зрения;
— в каждой области образования начинать с эмпирического и закан
чивать рациональным.
Всеми мерами надо содействовать процессу саморазвитиядетей, постоянно заставляя их делать собственные исследования и выводы.
«Необходимость объяснять по нескольку раз одно и то же происходит не
от тупости ребенка, а от нашей бестолковости». .
Ратовал за наглядность обучения с очень раннего возраста, ее использование должно продолжаться гораздо позже принятого, чтобы постепенно довести ученика до степени любознательности натуралиста или ученого.
Цель нравственного воспитания— развитие способности человека управлять собой, а не быть управляемым.
Нравственното, что ведет к полезному для человека, не принося вреда другим людям. В нравственном воспитании исключительную роль отводил семьеи подготовке человека к умению вести семью.
Эстетическое воспитание— воспитание, к которому относятся наслаждение природой, литературой и изящными искусствами. Это важно, но все это предназначено для свободного времени человека, поэтому должно занимать место в последнем отделе воспитания.
Здоровье, физическая сила — важное условие успехав жизни. Для решения проблемы самосохранения необходимы рациональность в питании, одежде, физических упражнениях, играх, закаливании и отсутствии излишеств. Нельзя давать образование в ущерб здоровью. Особенно обращал внимание на то, чтобы здоровой и жизнерадостной росла девочка. Считал, что существует физическая нравственность, требующая ответственного отношения к здоровью своего тела.
Метод воспитания, метод естественных последствий.
Против физических наказаний.Жестокость порождает жестокость, кротость порождает кротость.