Выделение ключевых слов (словосочетаний), наиболее существенных по смыслу.
Задание. «Инерция – это …»
Ответ. Ответ считается правильным, если содержит слова (выражения) «явление», «равномерного прямолинейного движения», «компенсации всех внешних воздействий» или их синонимы.
Возможен и более сложный способ формализации ответа с использованием шкалы оценивания по баллам.
Задание. «Инерция – это …»
Ответ. Ответ оценивается 1 баллом, если содержит только слово «явление»; 3 баллами, если есть слово «явление» и выражение «равномерного прямолинейного движения»; 5 баллами, если ко всем выше названным, добавлено выражение «при компенсации всех внешних воздействий».
4. Это задание может быть преобразовано в другую форму – например, в задание альтернативных ответов (АО), которое больше подходит для проверки данного элемента знания – сложного определения. Однако в этом случае вместо задания открытого типа мы получаем задание закрытого типа, что может привести к тому, что в тесте вообще не останется заданий открытого типа.
Из предложенных четырех вариантов наиболее удачным является второй, которого мы и будем придерживаться.
Корректно составленные задания открытого типа имеют следующие преимущества:
необходимость воспроизведения ответа по памяти или его конструирование, что повышает самостоятельность и ответственность отвечающего;
аргументированность ответов;
разработчику не нужно искать несколько вариантов правдоподобных ответов;
предоставляется возможность проблемной (эвристической) формы заданий;
невозможно угадать верный ответ.
Отдельно следует выделить тестовое задание переноса теории в практику.
По форме оно может быть любым из выше перечисленных (чаще всего – это задание множественного выбора или задание на восстановление соответствия), а по содержанию таким, чтобы проверить умения обучаемых применять теоретические положения в конкретной ситуации на практике.
В тестовом задании данного вида формулируется правило, закон, определение, алгоритм и т. п.; учащемуся требуется среди ответов найти случай их конкретного проявления.
Пример 16.
Инструкция.Приведите в соответствие теоретические положение и конкретные примеры их проявления.
Задание. Вы знаете, что интенсивность испарения зависит…
1. от величины свободной поверхности,
2. быстроты удаления паров,
3. температуры жидкости,
4. рода жидкости.
Какими из приведенных ниже примеров можно подтвердить эти особенности?
Варианты ответа.
А. Для сушки белья его вывешивают на веревке.
Б. Эфир испаряется быстрее воды.
В. Более горячая вода испаряется быстрее.
Г. В прикрытом стакане вода испаряется медленнее, чем в открытом.
Д. Если дуть на горячий чай, то он остынет быстрее.
Верный ответ.1А, 2Г и Д, 3В, 4Б.
В практике обучения для систематической проверки знаний по большой теме, разделу используется тест-обобщающая таблица.
Таблица имеет 5х5 (5х4) строк и столбцов; в каждой клетке – термин, формула, дата, рисунок, график, условие задачи и т.п. Рекомендуется: строки нумеровать цифрами, столбцы – буквами (или наоборот). Вопросы могут быть прямыми («Что означает термин/и пр., находящийся в клетке 1Б?») и обратными («В какой клетке находится…?»).
Придумывать вопросы на уроке можно совместно с учащимися. Целесообразно использовать таблицу многократно по мере изучения темы.
Для изготовления таблицы можно воспользоваться компьютером (пункт меню Таблица на Панели инструментов). Изготовленную таблицу можно проецировать на экран при помощи мультимедиапроектора или распечатать на принтере и раздать каждому учащемуся. Также можно изготовить таблицу на прозрачной пленке для графопроектора: формат – тетрадный лист (по горизонтали).
Пример 17.
А | Б | В | Г | Д | |
79 г. | этрусски | 133 г. до н.э. | 74 – 71 г. до н.э. | демос | |
аристократ | 753 г. до н.э. | 218 – 210 гг. до н.э. | ? | Ромул и Рем | |
пуны | 49 г. до н.э. | раб | 284 г. | ? | |
форум | 410 г. | гладиатор | варвары | 509 г. до н.э. |
Прямые вопросы:
1. Дата какого события обозначена в клетке 2Б? (Легендарная дата основания Рима).
2. Что означает термин, стоящий в клетке 4Г? (Этим словом древние греки называли всех иноязычных, т.е. иностранцев).
…
Обратные вопросы:
1. В какой клетке указана дата принятия закона Тиберия Гракха? (1В).
2. В какой клетке стоит название племен, населяющих северо-запад Аппенинского полуострова в первом тысячелетии до н.э.? (1Б).
. . .
Для итогового оценивания результатов обучения по целому разделу или всему курсу учебной дисциплины используют «тесты-лестницы». За выполнение теста обязательно выставляется отметка (или баллы). Тест строится как система заданий возрастающей сложности. В таком испытании присутствуют тестовые задания всех 4-х уровней усвоения учебного материала. Количество заданий в тесте – от 20 до 80.
В практике школы тесты-лестницы находят применение в тестовых контрольных работах, тест-экзаменах, рейтинговой системе оценки знаний, ЕГЭ.
При составлении теста-лестницы необходимо учесть, что чем однообразнее работа, тем раньше наступает утомление. Включение в тест-лестницу заданий разного типа делает тестирование более разнообразным и, как следствие, позволяет отодвинуть порог наступления утомления.
Роль и значение невербальных материалов в тестировании
Существует множество способов представления заданий в невербальной форме или же в вербально-невербальной. Причем в таких формах могут быть представлены не только сами задания, но и варианты ответов. Вопрос или задание могут быть сформулированы в виде фразы, текста, рисунка, схемы, цифры, символа, графика и т.д.
Преимущества применения такого материала очевидны: задания становятся более разнообразными, значительно менее утомительными и даже интересными для испытуемых, особенно младшего возраста.
Существует и более существенная цель использования невербальных материалов в тестировании. Она заключается в том, что для целого ряда предметов использование невербальных материалов чрезвычайно эффективно. Это связано с тем, что часть содержания образования представляет собой невербальные материалы. Для истории и географии это карты, для биологии – таблицы и схемы, для физики – графики и таблицы и т.п. Использование этих материалов в соответствующих тестах должно быть обязательным. В том случае, если эти материалы не используются, есть значительная опасность деформации содержания образования. Представим себе, что в качестве итоговой аттестации учащихся по географии не используются карты. Это приведет к тому, что педагоги начнут сокращать объем материала по изучению карт и время, выделяемое на выработку умения учеников работать с картой. Необходимо отметить, что наличие такой обратной связи в ряде стран является ограничением на использование тестов в практике образовательной деятельности, так как составители тестов могут оказывать существенное влияние на содержание образования.
Анализ тестов, которые создаются и используются в нашей стране, говорит о том, что использование невербальных материалов чрезвычайно ограничено. Причина такого положения достаточно ясна. Использование в тестах невербальных материалов значительно удорожает процедуру создания тестов, поскольку требует привлечения к работе ряда дополнительных специалистов (художника, компьютерного графика и т.д.).
Создателям тестов необходимо однозначно усвоить, что если не будут использоваться такие материалы, то это приведет вконечном итоге к негативному отношению к качеству тестов и к тестированию как способу аттестации учащихся.
При использовании компьютерного тестирования необходимо подбирать программу-оболочку, способную включать невербальные материалы: в виде рисунков, карт, схем, чертежей, аудио- и видеофрагментов.
Литература:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии ⁄ В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.
2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования ⁄ А.Н. Майоров. – М. : Народное образование, 2000.
3. Ильясова Т.В., Полянская Е.Е., Фабрикантова Е.В. Современные информационные технологии в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006.
4. Ильясова Т.В., Полянская Е.Е., Фабрикантова Е.В. Лабораторный практикум по курсу «Информационные технологии в обучении»: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Ильясова Т.В., Полянская Е.Е., Фабрикантова Е.В. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005.
5. Методические рекомендации по организации и проведению тестирования студентов / сост. Т.В.Ильясова, В.Н.Бахарев, Н.М.Рукина. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006.
[1] В тех случаях, когда речь идет о компьютерном тестировании, под вербальным заданием понимается задание, выраженное печатным текстом, а аудиофрагмент (даже если информация в нем выражена словами) рассматривается как невербальная поддержка тестового задания.