Социальное воспитание человека: понятие, сущность, принципы и основные направления.
Соц. воспит.– целенапр. воспитат. деятел, связанная с жизнедеятельностью людей в обществе. Его следует рассматр. с позиции общ-ва(гос-ва),соц.институтов (семьи,образоват.учрежд,соц.уч), соц. фактора самого чел. Соц. смысл воспит. заключ. реб готовят для жизни в общ-ве. С позиции гос-ва проблема соц воспит направлена на формир граж
Выдел следующ типичные подходы к пониманию сущности и содержания соц восп с позиции гос-ва:
-Вос гражд (гражданс воспит) характерное для любого общ-ва, осуществл под влиянием и контролем гос-ва. Под воздействием гражданского воспитания формируется личность с развитым чувством патриотизма и активной позиции по его осуществлению.-Общественное воспитание, воспитание человека для данного общества.Данное направление следует назвать общественно - государственным, т.к. ведущая роль в его реализации принадлежит государству и школе. Школа должна взять на себя задачи социального воспитания (Зеньковский).-Формирование человека в соответствии с социальным идеалом (Иорданский). В основе подобного социального воспитания лежало положение о направленном развитии социальных сил ребенка. -Создание социально активной личности, приоритетом жизнедеятельности которой является общественное (Зеньковский, Иорданский). Основная задача социального воспитания заключалась в развитии социальной активности, «вкуса» к социальной деятельности, духа солидарности, способности подниматься над личным, эгоистическими замыслами. -Навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни (деятельность религиозных организаций, сект)
Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности Выделяют следующие подходы в социальном воспитании с позиции социальных институтов: -Официально обусловленное (гос–обусловленное), нормативное воспитание. Каждый институт руководствуется законами государства, нормами, правилами и традициями, сложившимися в обществе, и готовит людей для жизни в нем; -Социально – обусловленное (особое) воспитание. Речь идет о формировании людей с определенным социальным статусом, социальным предназначением. -Специальное (специфическое ) социальное воспитание. Оно присуще именно этой среде ( семье, организации, учреждению). К такому типу относятся воспитание по определенному социальному идеалу, модели, формирование соответствующего социального типа личности. В семье такой тип социального воспитания можно назвать родительским воспитанием по определенному социальному идеалу; -Социально контролируемая социализация, осуществляемая в специально созданных воспитательных организациях; -Направленное (осознанное) социальное самосовершенствование (самовоспитание) человека. Характерно для подростка, молодого человека на этапе социального выбора и практической деятельности по его достижению.
Принципы социального воспитания: -Природосообразности означает построение социального воспитания на основе научного понимания взаимосвязи естественных природных и социальных процессов в соответствии с полом и возрастом человека ; -Культуросообразности – организация социального воспитания в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям; -Центрации социального воспитания на развитие личности - воспитание должно быть направлено на помощь в социальном становлении, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом; -Дополнительности предполагает подход к социальному развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и др., изучение и выявление взаимодополняющих факторов, влияющих на человека.
Особую актуальность в современных условиях приобретает принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, создание условий для полноценного развития всех без исключения детей.
9.Возрастн. под. в восп. - учет и исполь-ие законом-ей разв-ия лич-ти (физиолог., психич., соц-х), а также социально-психологических особ-ей групп воспитуемых, обусловленных их возр. составом. Возр. Под. - конкретизация принципа природосообразности воспитания. Развитие и жизнь чел-ка на каждом возр. этапе имеют самостоятельное значение с субъективной и педаг-ой точек зрения. Некоторые специалисты рассм-ют возр. этапы до наступления зрелости только как подготовку к следующему возр. периоду. Это приводит к трактовке содер-ия восп-ия только как подготовки к жизни, к объектному отношению к человеку, игнорированию самоценности личности в каждый момент ее существования, а субъективно - к искажению временной перспективы, возникновению социальной безответственности, инфантилизму. Возр. Особ-ти образуют комплекс физич-х, познав-ых, интел-ых, мотивационных, эмоц-ых свойств чел-ка, которые характерны для большинства людей одного возраста. Характ-тики той или иной возрастной группы опред-ся истор-ми, соц-ми, культурными изменениями, кот-е свойственны группе людей, переживающей в один период времени одни и те же события. В разл-х регионах, этносах также сущ-ет воз-ая специфика восп-ия, обусл-ая особ-ми социал-ии и возр. субкультурой. Возр под требует знания возр-ых особ-ей: неравномерности развития отдельных физиол-их, психич-их и соц-ых процессов; изменений в позн-ой, двигательной, эмоц-ой и других сферах, а также в содержании, формах и способах взаимодействия с людьми; динамики отношений в семье, коллективе; появления новых потр-ей и интересов и способов их реализации; процессов самопознания, самоопределения, самоактуализации и самоутверждения; специфики кризисных этапов развития и т.п. Пед-ка учитывает не только достигнутый уровень развития чел-ка определенного возраста, но и возможности влияния на этот пр-сс (в т.ч. и исходя из понятия зоны ближайшего развития). Особое интегрирующее значение имеет положение о том, что на каждом возрастном этапе перед чел-ом встает ряд задач, от решения кот-ых зависит его личностное развитие. Возр. Под. призван создавать усл-ия для их эфф-го решения. Условно можно выделить 3 группы задач для каждого возраста: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Естественно-культурные задачи - достижение опред-ого уровня биол-ого созревания, физич-го и сексуального развития, имеющих некоторые регионально-культурные объективные и нормативные различия. Воз. Под. разрабатывает оптимальные условия питания, ухода за ребенком, систему физического и сенсорно-моторного развития, мер коррекции отклонений в развитии, способы стимулирования осознания ценности здоровья, здорового образа жизни; формирует позитивное отношение к человеческому телу, реалистичные каноны женственности и мужественности, адекватное восприятие чел-ом человеческой сексуальности (с учетом этнокультурных традиций). Социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), с одной стороны, предъявляются к личности институтами восп-ия, с другой - существуют в виде определенных норм и ценностей в общественной практике. Воз. под определяет знания, умения, навыки, ценности и нормы, необходимые для решения этих задач, фактически выполняя социальный заказ формирования гражданина, семьянина, труженика и т.д. Социально-психологические задачи - становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни. Помощь личности в решении этих задач может быть оказана через развитие у нее рефлексии и саморегуляции, а также создание условий для адекватного самопознания, личностно-значимых и социально-приемлемых самореализации и самоутверждения. Необходимо учить человека ставить перед собой цели, адекватные возра-м задачам и его личностным ресурсам; вносить в них коррективы в связи с измен-ем объективных обстоятельств, способам сотрудничества, решения проблем, предупреждения и преодоления конфликтов. Задача, не решенная в опр-ом воз-е, может проявиться через длительный период и вызвать нежелательные изм-ия в разв-и чел-ка, сущ-но вли-щие на результат восп-ия – самоопределение, самосознание и самооценку личности.
№10. Норма и патология в соц. развитии и воспитании чел-ка.Соц. норма- официально установленные или сложившиеся под воздействием соц.практики нормы и правила обществ. поведения и проявления ч-ка в конкрет. историч. условиях жизни общ-ва.Соц. отклонение- такое соц. развитие ч-ка, поведение которого не соотв. Общественным ценностям и нормам, принятым в обществе.Формы соц.отклонения:
1. Асоциальное (девиантное) – с-ма поступков или отдельные поступки, кот.не соотв.нормам, принятым в общ-ве, но не содержат противоправных действий. 2. Антисоциальное (делинквентное) поведение свидетельствует о том, что это противоправное поведение ч-ка.
Типы реакций ч-ка, согласно теории аномии, формы проявления:
1. Конформизм – равное наряду со всем «+» отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств, кот. ведет к новационному поведению. (получение знаний- покупка диплома) 2. Инновативность –«+» отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств, кот ведет к новационному поведению, новационной деят-ти ч-ка.( ч-к преступает грань нормы и это становится его нормой жизни- проституция, воровство) 3. Реформизм –«-» отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента на средствах, сост.поведение ритуального типа достижения.( сильные мира сего совершая ритуал в церкви не придерживаются п-пов христианства за пределами церкви)
4.Ретризм – отрицание и целей и средств их достижения, ведет к уходу от жизни (наркомания) 5. Бунт – отказ и от целей и от средств, принятых в общ-ве с одновременной заменой их новыми (перестройка). Критерии патологии Ганнушкина-Кербикова: 1признак-относительная стабильность хар-ра во времени, т.е.он мало меняется в течение жизни.
2 признак-тотальность проявления хар-ра: одни и те же черты проявляются везде: дома, на отдыхе, среди своих и среди чужих, т.е. при любых обстоятельствах
3 признак –соц дезадаптация, т.е. у ч-ка возникают пост.жизненные трудности, кот испытывает либо он сам, либо окруж.люди.
Воспитание и среда.
Личность явл.социальным существом. Только в соц.среде сущ-т личность, и в этой среде утверждает свое «Я». Педагог, знающий о роли соц.среды как факторе формир.личности, придает наиважнейшее значение орг-ции воспитывающей среды.
В.С. – совокупность окружающих реб-ка обстоятельств, соц.ценностных, влияющих на его личност.развитие и содействующих его вхождению в совр.культуру.
К В.С. относят: предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, события, информационное окружение. Педагог придает этому окружению целенаправленность, переводя соц.ситуацию развития в педагогическую –тем самым и создавая воспитывающую среду. Однако окруж.действительность становиться воспитывающей только при условии активного взаимодействия личности с этой действительностью.