Перечень вопросов по квалификационному экзамену
ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и
физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и
с сохранным развитием.
1. Определение понятий: «физическое развитие», «физическое воспитание», «физическая культура», «физические упражнения».
2. Задачи физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
3. Средства физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
4. Оборудование и инвентарь для занятий по физической культуре и воспитанию.
5. Основы обучения детей двигательным действиям. Обучение как процесс формирования двигательных умений, навыков, развития физических качеств.
6. Содержание и методика организации подвижных игр в разных возрастных группах.
7. Физкультурные минутки, физкультурные паузы как формы двигательной активности в работе с детьми дошкольного возраста.
8. Формы организации физического воспитания в дошкольном учреждении.
9. Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня.
10. Понятие «физические качества». Характеристика физических качеств. Специфика развития физических качеств в дошкольном возрасте.
11. Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей. Методика организации подвижных игр в разных возрастных группах.
12. Утренняя гимнастика как важнейший элемент двигательного режима. Схема построения утренней гимнастики и требования к подбору физических упражнений в разных возрастных группах.
13. Закаливание детского организма. Принципы закаливания. Реализация закаливания в ДОУ.
14. Задачи и содержание физического воспитания в младшей дошкольной группе.
15. Задачи и содержание физического воспитания в средней дошкольной группе.
16. Задачи и содержание физического воспитания в старшей и подготовительной группе.
17. Факторы здорового образа жизни дошкольника.
18. Основные физические движения. Специфика влияния основных движений на двигательное развитие ребенка.
ПМ. 02 Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей
с сохранным развитием.
1. Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.
2. Организация развивающей предметной среды для детей раннего и дошкольного возраста.
3. Планирование занятий для детей дошкольного возраста. Требования к составлению конспекта.
4. Социально-личностное воспитание и развитие ребенка в разных возрастных группах.
5. Художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста.
6. Сюжетно-ролевая как вид деятельности детей дошкольного возраста.
7. Трудовое воспитание в системе целостного развития дошкольника, его значение. Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста.
8. Значение детской художественной литературы для речевого и личностного развития детей. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой. Задачи работы с книгой на занятиях. Виды занятий.
9. Организация прогулки. Время прогулки в режиме дня. Подготовка, значение, содержание прогулки в разных возрастах.
10. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром. Содержание и объём знаний дошкольников об окружающем мире в разных возрастных группах.
11. Развитие познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста.
12. Причины трудностей в общении детей дошкольного возраста.
13. Психолого-педагогические условия развития речи с детьми дошкольного возраста.
14. Способы организации игровой деятельности дошкольников.
15. Организация воспитания и обучения детей дошкольного возраста основам экологической культуры в условиях ДОУ.
16. Подвижная игра в развитии личности ребенка дошкольника. Формы организации
подвижных игр для детей раннего и дошкольного возраста.
17. Эстетическое воспитание в системе целостного развития дошкольника. Задачи
эстетического воспитания дошкольников.
18. Значение, содержание и особенности индивидуальной работы с дошкольниками в
условиях детского сада.
19. Особенности организации проектной деятельности дошкольников в ДОУ.
20. Цель и задачи нравственного воспитания дошкольников. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в разных возрастных группах.
21. Развивающие игры в математическом развитии детей дошкольного возраста.
22. Теоретические основы методики обучения математики младших дошкольников.
23. Теоретические основы методики обучения математики старших дошкольников.
ПМ. 03 Обучение и организация различных видов деятельности и общения
детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Основные принципы коррекционной педагогики.
2. Классификация видов психологической коррекции. Характеристика.
3. Абилитация и реабилитация. Включение аномального ребенка в социальную среду.
4. Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
5. Причины олигофрении. Классификация детей с нарушением интеллекта.
6. Причины ЗПР. Классификация детей ЗПР.
7. Причины ОНР. Психологическая характеристика детей с ОНР.
8. Этиология. Классификация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
9. Классификация детей с недостатками эмоционально-личностными нарушениями. Психологические особенности детей с недостатками эмоционально-личностных нарушений.
10. Причины нарушения слуха. Классификация нарушений слуховой функции у детей.
11. Причины нарушения зрения. Классификация нарушений зрительной функции у детей.
12. Ранний детский аутизм. Этиология. Классификация детей с РДА.
13. Специфика развития познавательных процессов детей с задержкой психического развития.
14. Специфика развития познавательных процессов детей с нарушениями интеллекта.
15. Психическое развитие детей с нарушениями слуха.
16. Психическое развитие детей с нарушениями зрения.
17. Психическое развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
18. Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом.
19. Психолого-педагогическое сопровождение детей с РДА в раннем и дошкольном возрасте.
20. Психолого-педагогические условия организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с ЗПР.
21. Принципы коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта. Организация коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с нарушениями интеллекта.
22. Коррекционная работа при ДЦП. Принципы психокоррекционной работы с ребенком с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
23. Основные направления в работе с детьми ОНР. Организация логокоррекционной работы с детьми с ОНР.
24. Основные направления в работе с детьми с нарушениями зрительной функции. Психокоррекционная работа.
25. Основные направления в работе с детьми с нарушениями слуховой функции. Психокоррекционная работа.
26. Агрессивные дети. Психологические особенности агрессивности детей. Организация психолого-педагогической работы с агрессивными детьми.
27. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Проявление симптомов СДВГ у детей дошкольного возраста. Организация психолого-педагогической работы с агрессивными детьми.
28. Тревожность и страхи в детском возрасте. Психолого-педагогическая работа с тревожными детьми.
ПМ. 04 Взаимодействие с родителями (лицами, их замещающими) и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.
1. Деятельность воспитателя по взаимодействию с родителями
2. Деятельность воспитателя по взаимодействию с сотрудниками
3. Взаимодействие воспитателя с родителями по вопросам физического развития ребенка.
4. Взаимодействие воспитателя с родителями по вопросам социального развития ребенка.
5. Взаимодействие воспитателя с родителями по вопросам психического развития ребенка.
6. Психолого-педагогические условия взаимодействия с семьями группы риска.
7. Индивидуальное консультирование родителей как условие эмоционального развития ребенка дошкольного возраста
8. Родительское собрание как форма организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста
9. Индивидуальная работа с семьей в процессе взаимодействия «педагог-семья».
10. Педагогическая помощь семье по вопросам развития ребенка дошкольного возраста.
11. Деятельность воспитателя с родителями детей, посещающими группы развития.
12. Методы и приемы оказания педагогической помощи семье.
13. Родительские собрания как форма группой работы с родителями.
14. Консультирование как форма индивидуальной работы с семьей.
15. Различные классификации стилей профессионально-педагогического общения.
16. Информационный стенд как форма работы с родителями.
17. Семинар-практикум как форма сотрудничества педагога ДОУ с родителями дошкольников.
18. Дни открытых дверей как форма сотрудничества педагога ДОУ с родителями дошкольников.
ПМ. 05. Методическое обеспечение образовательного процесса.
1. Содержание методической деятельности воспитателя дошкольного учреждения.
2. Образовательная технология «портфолио». Портфолио воспитателя.
3. Портфолио воспитанника ДОУ. Структура и оформление портфолио.
4. Календарно-тематическое планирование в работе воспитателя ДОУ.
5. Проектная деятельность педагога.
6. Самообразование педагогов ДОУ.
7. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
8. образовательной области «Познание». Построение педагогической работы с детьми разной возрастной группы.
9. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
10. образовательной области «Физическая культура». Построение педагогической работы с детьми разной возрастной группы.
11. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
12. образовательной области «Художественно-творческая деятельность». Построение педагогической работы с детьми разной возрастной группы.
13. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
образовательной области «Социализация». Построение педагогической работы с детьми разной возрастной группы.
14. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
образовательной области «Труд». Построение педагогической работы с детьми разной возрастной группы.
15. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
образовательной области «Чтение художественной литературы». Построение педагогической работы с детьми разной возрастной группы.
16. Предметно-развивающая среда в ДОУ.