Однако некоторые дети не смогут самостоятельно выде-

лить приведённое основание для классификации выраже-

ний. Поэтому можно оказать помощь по?другому, предложив

Ученикам сначала вычислить значение выражений, а затем

Разбить их на группы. В этом случае они будут ориентиро-

Ваться на значение выражений. Аналогично организуется

Деятельность учащихся при выполнении пункта 2).

Организуя работу учащихся с заданием 214, педагог мо-

Жет использовать рекомендации к заданию 204. Отметив в

Учебнике схему, соответствующую задаче, учащиеся запи-

сывают её решение. Затем составляют задачу, которая соот-

Ветствует схеме 4 . Рекомендуем поместить на доске и такой

текст задачи: «Вова поймал 30 ершей. Это на 6 ершей боль-

ше, чем поймал Вася. Сколько ершей поймал Вася?»

В методике такие задачи обычно называют задачами, ко-

Торые выражены в косвенной форме. Для их решение необ-

Ходимо переформулировать данное условие, т. е. если Вова

Поймал на 6 ершей больше Васи, значит Вася поймал на 6

Ершей меньше, чем Вова. Можно сразу после чтения предло-

Жить детям записать решение задачи, а затем обсудить его.

Возможно использовать и приём выбора решения задачи.

Методические рекомендации к урокам. II четверть

В этом случае учитель записывает на доске два решения:

Ер.) 30 _ 6 _ 24 (ер.)

А ученики выходят к доске и отмечают галочкой то, которое,

По их мнению, соответствует задаче.

Рекомендуем включить в урок для самостоятельной рабо-

Ты учащихся № 117 ТПО № 1.

На дом: задания 210, 212 (3, 4), 518.

УРОК 17. (Задания 215–218, 528)

Цель. Совершенствовать умение решать задачи и вычис-

Лительные умения.

После проверки домашнего задания ученики читают задачу

215 а) и самостоятельно записывают её решение в тетрадях.

При проверке учитель открывает на доске заранее заготов-

Ленные решения.

1?й способ 2?способ 3?й способ

С.) 1) 70 _ 6 _ 64 (с.) 1) 70 _ 4 _ 66 (с.)

С.) 2) 64 _ 4 _ 60 (с.) 2) 66 _ 6 _ 60 (с.)

Педагог сообщает детям, что обнаружил в их тетрадях три

варианта (способа) записи решения задачи, и предлагает ра-

зобраться: верные они или нет.

Учащиеся поясняют в записи решения каждое действие.

Особое внимание следует уделить второму способу, который

Некоторые ученики считают неверным, так как он не соот-

Ветствует последовательности событий в сюжете задачи.

(Сначала спортсмены сошли с первого этапа. А затем – со

Второго, а в записи решения эти этапы поменялись местами.

Однако последовательность этапов не меняет ситуации по

Смыслу, так как все спортсмены, которые сошли с первого и

Со второго этапов, до финиша не дошли).

Выполняя задание 215 б), ученики отмечают «галочкой»

Выражения, которые являются решением задачи, а также

Поясняют, что обозначают другие выражения.

После чтения задачи 216 а) необходимо уточнить, что

обозначает запись 11 : 5 (Витя выиграл 11 мячей, Дима _ 5.)

Учитель может заранее заготовить на доске таблицу, в кото-

Рой ученики запишут выигранные в каждой партии мячи.

Методические рекомендации к урокам. II четверть

Партии

Мальчики

1?я партия 2?я партия

Витя 11 7

Дима 5 11

Пользуясь таблицей, дети отвечают на вопросы устно:

Набрал очков Витя);

Набрал очков Дима);

Значит Витя набрал очков больше;

Или 7 _ 5 _ 2 оч. (на 2 очка меньше у одно-

Го мальчика, чем у другого).

На первый вопрос можно ответить, не выполняя ариф-

Метических действий, а сравнив слагаемые в суммах

(11 _ 7 _ 11 _ 5).

Задачу 217 учащиеся читают самостоятельно и записы-

Вают ее решение в тетради. Если ученики могут решить за-

дачу без схемы, то рисовать её нет необходимости. Тем, кто

Испытывает затруднения в записи решения задачи, учитель

Предлагает нарисовать схему на доске.

После чтения задач 218 1) и 2) педагог предлагает детям

Подчеркнуть в тексте слова, которыми одна задача отличает-

Ся от другой. Такие слова ученики находят в тексте задачи 2

(если все девочки собрали 13 стаканов) и делают вывод, что в

Задаче 1 ответить на вопрос нельзя, так как в ней не хватает

Данных.

Решение задачи 2 дети записывают самостоятельно

В тетрадях.

Наши рекомендации