Однако некоторые дети не смогут самостоятельно выде-
лить приведённое основание для классификации выраже-
ний. Поэтому можно оказать помощь по?другому, предложив
Ученикам сначала вычислить значение выражений, а затем
Разбить их на группы. В этом случае они будут ориентиро-
Ваться на значение выражений. Аналогично организуется
Деятельность учащихся при выполнении пункта 2).
Организуя работу учащихся с заданием 214, педагог мо-
Жет использовать рекомендации к заданию 204. Отметив в
Учебнике схему, соответствующую задаче, учащиеся запи-
сывают её решение. Затем составляют задачу, которая соот-
Ветствует схеме 4 . Рекомендуем поместить на доске и такой
текст задачи: «Вова поймал 30 ершей. Это на 6 ершей боль-
ше, чем поймал Вася. Сколько ершей поймал Вася?»
В методике такие задачи обычно называют задачами, ко-
Торые выражены в косвенной форме. Для их решение необ-
Ходимо переформулировать данное условие, т. е. если Вова
Поймал на 6 ершей больше Васи, значит Вася поймал на 6
Ершей меньше, чем Вова. Можно сразу после чтения предло-
Жить детям записать решение задачи, а затем обсудить его.
Возможно использовать и приём выбора решения задачи.
Методические рекомендации к урокам. II четверть
В этом случае учитель записывает на доске два решения:
Ер.) 30 _ 6 _ 24 (ер.)
А ученики выходят к доске и отмечают галочкой то, которое,
По их мнению, соответствует задаче.
Рекомендуем включить в урок для самостоятельной рабо-
Ты учащихся № 117 ТПО № 1.
На дом: задания 210, 212 (3, 4), 518.
УРОК 17. (Задания 215–218, 528)
Цель. Совершенствовать умение решать задачи и вычис-
Лительные умения.
После проверки домашнего задания ученики читают задачу
215 а) и самостоятельно записывают её решение в тетрадях.
При проверке учитель открывает на доске заранее заготов-
Ленные решения.
1?й способ 2?способ 3?й способ
С.) 1) 70 _ 6 _ 64 (с.) 1) 70 _ 4 _ 66 (с.)
С.) 2) 64 _ 4 _ 60 (с.) 2) 66 _ 6 _ 60 (с.)
Педагог сообщает детям, что обнаружил в их тетрадях три
варианта (способа) записи решения задачи, и предлагает ра-
зобраться: верные они или нет.
Учащиеся поясняют в записи решения каждое действие.
Особое внимание следует уделить второму способу, который
Некоторые ученики считают неверным, так как он не соот-
Ветствует последовательности событий в сюжете задачи.
(Сначала спортсмены сошли с первого этапа. А затем – со
Второго, а в записи решения эти этапы поменялись местами.
Однако последовательность этапов не меняет ситуации по
Смыслу, так как все спортсмены, которые сошли с первого и
Со второго этапов, до финиша не дошли).
Выполняя задание 215 б), ученики отмечают «галочкой»
Выражения, которые являются решением задачи, а также
Поясняют, что обозначают другие выражения.
После чтения задачи 216 а) необходимо уточнить, что
обозначает запись 11 : 5 (Витя выиграл 11 мячей, Дима _ 5.)
Учитель может заранее заготовить на доске таблицу, в кото-
Рой ученики запишут выигранные в каждой партии мячи.
Методические рекомендации к урокам. II четверть
Партии
Мальчики
1?я партия 2?я партия
Витя 11 7
Дима 5 11
Пользуясь таблицей, дети отвечают на вопросы устно:
Набрал очков Витя);
Набрал очков Дима);
Значит Витя набрал очков больше;
Или 7 _ 5 _ 2 оч. (на 2 очка меньше у одно-
Го мальчика, чем у другого).
На первый вопрос можно ответить, не выполняя ариф-
Метических действий, а сравнив слагаемые в суммах
(11 _ 7 _ 11 _ 5).
Задачу 217 учащиеся читают самостоятельно и записы-
Вают ее решение в тетради. Если ученики могут решить за-
дачу без схемы, то рисовать её нет необходимости. Тем, кто
Испытывает затруднения в записи решения задачи, учитель
Предлагает нарисовать схему на доске.
После чтения задач 218 1) и 2) педагог предлагает детям
Подчеркнуть в тексте слова, которыми одна задача отличает-
Ся от другой. Такие слова ученики находят в тексте задачи 2
(если все девочки собрали 13 стаканов) и делают вывод, что в
Задаче 1 ответить на вопрос нельзя, так как в ней не хватает
Данных.
Решение задачи 2 дети записывают самостоятельно
В тетрадях.