После проведения первого урока по данной теме советуем
повесить на доску таблицу:
Задание 461 ученики выполняют самостоятельно в тет-
Радях.
Рекомендуем включить в урок № 112, 113, 114 (1, 2)
ТПО № 2.
На дом: № 114 (3_6), 116 ТПО № 2.
Увеличить на … сложение (_)
Увеличить в … умножение (.)
Методические рекомендации к урокам. IV четверть
УРОК 16. (Задания 462–465)
Цель. Создать дидактические условия для усвоения по-
нятия «увеличить в …». Дать установку на запоминание
табличных случаев умножения: 8 . 3, 8 . 5, 8 . 7.
После проверки домашнего задания ученики работают в па-
Рах с карточками, проверяя усвоение таблицы умножения с
Числом 9 друг у друга. Затем выполняют самостоятельно за-
Дание 462, выписывая в тетрадь выражения, соответствую-
Щие каждому рисунку.
1) 7 . 3 2) 6 . 3 3) 3 . 4 4) 4 . 7
7 _ 14 6 _ 12 3 _ 9 4 _ 24
При проверке дети поясняют, что обозначают числа в
Каждом выражении.
Задачу 463 ученики также решают сами, записывая на
доске полученные ответы. При обсуждении решения педагог
Может предложить детям нарисовать на доске схему, если от-
Резок АК обозначает 9 кг, а отрезок МЕ _ 8 кг.
Ученики проводят на доске луч и откладывают на нём
С помощью циркуля 4 раза отрезок АК и отрезок МЕ _ 5 раз.
Задание 464 обсуждается фронтально. В пункте 1) дети
Считают количество троек, заменяют сложение умножением
(8 . 3 … 3 . 8) и, пользуясь переместительным свойством ум-
Ножения, утверждают, что левое выражение равно правому
(8 . 6 _ 6 . 8). В пункте 2) они ссылаются на определение ум-
Ножения. Аналогичные действия они выполняют в пунктах
3) и 4). Рекомендуем выписать на доске выражения: 8 . 3,
И, заменяя умножение сложени-
Ем, найти их значения, называя промежуточные результаты.
Например, 8 . 3 _ 8 _ 8 _ 8 _ 24 и т. д.
Записи можно выполнить на доске или в тетради.
Задание 465 (1–3) ученики выполняют самостоятельно
В тетрадях. При обсуждении полученных результатов обос-
Новывают свои действия в соответствии с условием задания,
Методические рекомендации к урокам. IV четверть
А К
Кг
М Е
Кг
О
т. е. используя данное равенство. Затем педагог даёт установ-
Ку на запоминание случаев 8 . 3, 8 . 5, 8 . 7. Организация
Деятельности учащихся описана в задании 433 (см. урок 8).
Рекомендуем включить в урок № 115), 116 (1_3), ТПО № 2.
На дом: задание 465 (4_6), № 116 (4_6) ТПО № 2.
УРОК 17. (Задания 466–469)
Цель. Совершенствовать умение соотносить решение за-
дачи с её текстом.
После проверки домашней работы фронтально обсуждает-
ся задание 466. Дети читают условие задачи и отвечают на
Вопрос б). Советуем учителю внимательно отнестись к его
Обсуждению, так как ссылка на переместительное свойство
Умножения здесь недостаточна. Важно, чтобы не только учи-
Тель, но и дети понимали, что переместительное свойство ум-
Ножения так же, как и переместительное свойство сложения
Справедливо для чисел. Когда же мы имеем дело с величина-
Ми (в задаче тюльпаны и розы), то в соответствии с определе-
Нием умножения следует учитывать, что обозначает первый
Множитель в произведении и что обозначает в произведении
Второй множитель. Поэтому запись 8 . 9 при определении
Количества тюльпанов Веры для второклассников теряет
Смысл. (Здесь 8 рядов повторяются 9 раз). Поэтому советуем
При обсуждении пункта б) записать выражением количество
Тюльпанов Веры (9 . 8) и Нади (8 . 9) и пояснить, что обоз-
Начает каждое число в одном и в другом выражении. При вы-
Числении значений выражений (8 . 9 _ 72; 9 . 8 _ 72) можно
Сослаться на переместительное свойство умножения.
Работа, связанная с пониманием смысла записанного чис-
лового выражения, продолжается при выполнении пункта в):
Количество тюльпанов, посаженных Верой и
Надей);
Столько тюльпанов посадила Надя в 7 рядах);
См. 72 _ 72);
Столько тюльпанов посадила Вера в 5 рядах);
Столько тюльпанов посадила Надя в восьми
Рядах);
Столько тюльпанов посадила Вера в пяти рядах,
См. 9 . 5).
Методические рекомендации к урокам. IV четверть
Задание 467 обсуждается фронтально. Дети читают зада-
Чу, анализируют решения, предложенные Мишей и Машей, и
Отмечают то, которое по их мнению выполнено верно (Маша).