Образуйте формы единственного числа повелительного наклонения глаголов
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
Дисциплины
«Русский язык и культура речи»
Для студентов заочного отделения всех специальностей
Екатеринбург 2005
Задания к контрольным работам и методические указания к их выполнению дисциплины «Русский язык и культура речи». Екатеринбург, 2005. 38 с.
Составители: ст. преподаватель, М.В. Стурикова;
ст. преподаватель, канд. филол. наук А.В. Щетинина.
Рецензент: доц., канд. филол. наук И.В.Родионова.
Одобрены на заседании кафедры русского языка и культурыречи РГППУ. Протокол №_ 2 от 27 октября 2005 г.
Заведующий кафедрой _________________ А.А.Евтюгина
© Российский государственный
профессионально-педагогический
университет, 2005
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» выполняется в ходе подготовки к экзаменационной сессии I курса и сдается преподавателю в сроки, определенные учебным планом.
Для успешного выполнения работы рекомендуется использовать учебники, учебные пособия, справочники и словари по русскому языку, список которых приводится в данном издании. Полезно также обратиться к материалу, изложенному в установочных лекциях по предмету.
Каждый студент выполняет свой индивидуальный вариант работы (по последней цифре номера зачетной книжки) в тетради с полями (следует указать вариант работы). Возможно выполнение работы на листах формата А4.
Контрольная работа состоит из пяти блоков, соответствующих уровневому членению языка. Каждый блок подразделяется на несколько (1 – 5) заданий.
БЛОК I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Содержит задания, отражающие проблемы, связанные с нормами постановки ударения (акцентологические нормы). Для выполнения данных заданий необходимо использовать нормативные словари русского литературного языка, перечисленные в списке литературы.
Расставьте ударения.
Образец: звонит (неправ. звонит).
Примечания: 1. В случае, когда словари допускают варианты ударения, дополнительный вариант ударения также указывается, но, в отличие от основного – в скобках: договор (договор)
2.Иногда «мнения» словарей могут расходиться, поэтому желательно не ограничиваться при выполнении этого задания только одним словарем. Рекомендуется использовать словари, изданные в последние годы.
БЛОК II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
В заданиях необходимо найти ошибки, допущенные при образовании слов, и исправить их.
Образец: Малыши весь день игрались в песочнице. – Малыши весь день играли в песочнице.
Примечания: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.
БЛОК III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
В данном блоке представлен комплекс заданий на проверку знания морфологических норм (нормы образования форм слов различных частей речи) и синтаксических норм (нормы употребления форм слов в словосочетании и предложении, нормы построения предложений). В каждом варианте представлен свой блок заданий.
Образцы заданий:
Образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Образец: бухгалтер – бухгалтеры; выбор – выборы.
Образуйте формы родительного падежа множественного числа.
Образец:цыгане – (кого?) цыган; гольфы – (чего?) гольфов; носки – (чего?) носков и носок.
Определите род имен существительных и составьте словосочетания (прилагательное и существительное).
Образец: мозоль, женский род – большая мозоль; жюри, средний род – строгое жюри; вуз, мужской род – известный вуз; сладкоежка, общий род – маленький (маленькая) сладкоежка.
Образуйте от существительных во множественном числе существительные в единственном числе. Определите род.
Образец:туфли – туфля (женский род); жирафы – жираф (мужской род) и жирафа (женский род).
Образуйте формы единственного числа повелительного наклонения глаголов.
Образец: (что сделать?) вырезать – (что сделай?) вырежи и вырежь; (что делать?) вырезать – (что делай?) вырезай.