Звонок на работу маме (папе)
Цели. Закрепить навыки культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.
Ход игры
1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.
2 Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».
3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.
— Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.
— Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.
— Спасибо.
— Алло, Алеша, что случилось?
— Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.
— Что с бабушкой?
— Она простыла, и у нее болит голова.
— Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?
— Ладно. Пока, мама. Мы ждем.
— До встречи, сынок.
Звонок в поликлинику
Цели. Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора.
Ход игры
1. Беседа.
— К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?
— Врача вызывают, если у больного высокая температура и он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.
т Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику. Я буду мамой, у меня заболела дочка (берет в руки куклу). Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.
2. Демонстрация вызова врача.
— Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?
— Да. Здравствуйте.
— Я бы хотела вызвать врача на дом.
— Что случилось?
— Моя дочка заболела. Очень высокая температура и сильный кашель.
— Нет ли насморка и головной боли?
— Нет, только кашель.
— Имя, фамилия девочки? Возраст?
— Ваш адрес?
— Наш адрес...
— Врач придет во второй половине дня.
— Спасибо. До свидания.
— Всего доброго.
3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.
ИГРОВЫЕ ДИАЛОГИ
Диалоги воспитателя с ребенком
Цели. Учить детей придумывать диалоги между одушевленными и неодушевленными предметами; развивать воображение и логическое мышление.
Материал. Предметные картинки (серая собачка, аквариум с голубой водой, пчела, красная рыбка, цыпленок, коричневые ключи, желтый замок, серый улей, девочка в голубом платье, коричневая курица, красная пирамидка, желтая конура в черную полоску), 6 полосок бумага.
Ход игры
Ребенку дается задание положить в каждый домик (полоску) по 2 картинки, которые больше всего подходят друг к другу. Попросить ребенка объяснить, почему он поместил вместе ту или иную пару.
— Почему ты собаку и конуру положил вместе?
Затем предложить детям разложить по 2 одинаково раскрашенные картинки.
— Зайдем в этот домик. Давай послушаем, как курочка и ключи
знакомятся. Воспитатель по очереди берет в руки картинки и озвучивает диалог:
—Здравствуй, курочка. Нас зовут ключи. Хотелось бы познакомиться с тобой.
—Здравствуйте, ключи. Меня зовут Шоколадная Курочка.
—Очень приятно. А что ты умеешь делать?
—Я умею кудахтать и яички нести. А вы, ключи, что умеете?
—Мы умеем двери запирать и открывать. А еще мы умеем бренчать, падать и теряться.
Затем воспитатель предлагает: «Давай я буду курочкой, а ты ключами». Он вступает в разговор, ребенок может повторять прослушанные реплики и импровизировать. Так же обыгрываются другие картинки.
Интервью о родном городе
(Ролевой диалог)
Цели. Учить детей вести диалог с использованием различных диалогических реплик; закреплять знания о родном городе.
Материал. Картинки с достопримечательностями родного города.
Ход игры
Выбираются журналист, который будет брать интервью, и житель города (эксперт). Журналист берет картинку с каким-нибудь видом города и ведет разговор об этом.
Первоначально воспитатель может дать образец ведения интервью. Он от лица журналиста обращается к эксперту:
—Назовите себя, пожалуйста.
—Вы давно живете в городе (название)?
—Я слышала, что жители очень любят бывать в Доме техники
(гордятся своим театром).
—Расскажите о внешнем облике этого здания.
—Где расположен Дом техники?
—Я прочитала в газете, что в Доме техники выступают приезжающие на гастроли артисты.
Воспитатель по возможности детализирует репортаж по каждой теме, побуждает рассказывать подробнее, задает уточняющие вопросы, высказывает предположения.
Примечание. Походу игры воспитатель стимулирует детей к использованию и интервью побуждений: «Попроси описать...», сообщений: «Журналист готовился к интервью, скажи, что ты об этом читал (знаешь, слышал)», вопросов: «Спроси...».
Встреча
Цели. Развить воображение и умение вести диалог, учитывая особенности собеседника.
Ход игры
Предложите детям пофантазировать, представить себе, что встретились двое, например Цветок и Бабочка, и разговорились. О чем они могут разговаривать? Попросите детей сыграть эту встречу. Интересно, о чем они могут беседовать?
Пары собеседников: Дерево и Ветер; Капелька и Речка; Петушок и Солнышко; Трава и Дождик и т.д.
Подвижные игры
Гуси- лебеди
Цели.
Учить детей обращаться к собеседнику, задавать вопросы.
Ход игры
На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси. На другой - волк. Хозяин выпускает гусей погулять, они уходят на другой край площадки. Хозяин зовет гусей:
—Гуси-гуси! — Га-га-га.
—Есть хотите? — Да-да-да.
—Гуси-лебеди! Домой! Серый волк под горой!
—Что он там делает? — Рябчиков щиплет.
—Ну летите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные дети выходят из игры. Самый ловкий и быстрый гусь становится волком.
Кот
(Литовская народная игра)
Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.
Ход игры
Играют трое: продавец, покупатель, кот. Продавец и кот сидят лицом к покупателю. Покупатель спрашивает продавца:
— Куда едешь? — В Тракай (или любой другой город).
- Кого везешь? — Кота.
—Продай мне! - Что дашь?
—Пять копеек, ложку меда и пестрого щенка.
—Тогда догоняй!
После этих слов кот вскакивает и бежит вокруг скамейки, а покупатель догоняет его. Если догонит, игроки меняются ролями. Игра повторяется. Каждый раз продавец называет другое название города, а покупатель придумывает новый вариант платы за кота.
КУЛЬТУРА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА
Говори по очереди
Стихи про лошадку (И. Пивоварова) (Отрывок)
Одна лошадка белая
С утра до ночи бегала
И с каждым из соседей
Она вела беседу.
Вот и к мышке прибежала,
Прибежала и заржала!
- Здравствуй, Мышка!
Как делишки?
Как здоровье?
Как детишки?
Ну прощай!
Я спешу!
К Серой Утке
Ухожу!
Лучше этот отрывок представить детям в виде инсценировки. Исполнитель роли мышки демонстрирует желание ответить на каждый вопрос лошадки (раскрывает рот), а когда «лошадка» убегает, «мышка» пожимает плечами и удивленно разводит руками.
После показа инсценировки воспитатель обращается к детям:
— Лошадка убежала, а удивленная и разочарованная мышка подумала: «Не повзрослела еще Лошадка: не знает, что в беседе говорят все».
- Ребята, а вы как думаете? Можно ли сказать, что Лошадка побеседовала с Мышкой? Почему?
- Конечно, в беседе говорят по очереди. А иначе это не беседа.
— Вот и ослик Иа однажды упрекнул Кролика, что они давно не разговаривали. Вот послушайте.
Винни-Пух и все-все-все
(Отрывок из произведения А. Милна)
—Мне никто ничего не рассказывает, — говорил однажды Иа. — Меня никто не информирует. В будущую пятницу, по моим под счетам, исполнится 17 дней с тех пор, как со мной в последний раз говорили.
—Ну, 17 — это ты преувеличиваешь... — ответил Кролик. - И, кроме того, я лично был тут неделю назад.
—Но беседа не состоялась, — сказал Иа. — Не было обмена мнениями. Ты сказал «Здорово!» и промчался мимо. Пока я обдумывал свою реплику, твой хвост мелькнул шагов на 100 отсюда, на холме. Я хотел было сказать: «Что? Что?», но понял, конечно, что уже поздно.
—Ну, я очень спешил.
— Должен говорить вначале один, потом другой, — продолжал Иа, — по порядку. Иначе это нельзя считать беседой.
Пословицы
• Любишь говорить — люби и слушать.
• Один раз сказал - один раз послушай.
• Сам сказал - дай другому сказать.
• Умеешь говорить — учись и слушать.
• Язык один — уха два, один раз скажи, а два раза послушай.
Не перебивай говорящего
Перебивалка (А. Кондратьева)
—За рекой...
—За какой?
—За широкой такой!
—Проживал крокодил...
—Что жевал крокодил
— Не жевал!
Про-жи-вал!
Просто жил крокодил!
—Но ведь ты говорил,
Что он что-то жевал?
Или пере-жи-вал?
—Ох! Ну ладно, жевал!
Страшно переживал!
И кусал, и глотал
Тех, кто пе-ре-би-вал!
Можно сделать инсценировку стихотворения от лица любых персонажей, например от лица Попугая и Мартышки. После чего проводится беседа с детьми: почему разговор не состоялся, и Попугай не смог ничего рассказать про крокодила? Какое правило не знала мартышка?
Пословицы
• Не торопись говорить — торопись слушать.
• Уважай слова другого — и твое слово услышат.
• Выслушать — все равно что вылечить.
• Если кто говорит — ты молчи да на него смотри.