Министерство образование и науки мурманской области
Критерий.
В программе представленметодологический компонент или научная основа программы(каждая программа строится на основе научных исследований в той области, к которой она относится; другими словами, чтобы развивать социальный интеллект или корректировать агрессивное поведение, необходимо знать, как развивается общение в конкретном возрасте или каковы причины агрессивного поведения)
Критерий.
Содержательный компонент программы:в программе указывается цель, на реализацию которой программа направлена, конкретизируемая в задачах.
Программа имеет своюструктуру (части, этапы, план занятий)и содержит диагностический инструментарий, позволяющий контролировать степень достижения намеченного результата.
Критерий.
Операциональный компонент программы:
в программах представлены планы или конспекты занятий для работы психолога. В пособиях зачастую предлагаются набор игр для решения конкретных задач и предполагается, что специалист сам может составить из предложенных игр и упражнений занятия и выстроить их в программу, учитывая особенности детей и варьируя содержание занятий.
ВЫВОД: программы анализируются исходя из наличия и соотношения трех частей: методологической, содержательной и опрерациональной.
Методологический компонент - это научная основа программы; Содержательный - организационно-структурная часть (цель, задачи, план действий, результат, контроль);
Операциональный – собственно действия (способы, приемы, операции), с помощью которых программа реализуется.
Рассмотрим программы,в соответствии с критериями:
-название программы, автор;
-адресность;
-методологический компонент;
-содержательный компонент (цель и задачи, этапы программы, планируемый результат, средства контроля);
-операциональный компонент (способы, приемы, операции)
ПРИМЕР 1: рассмотрим только те программы, в которых авторами заявлено развитие общения или коммуникативная деятельность дошкольников, формирование коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ ИЛИ ПОСОБИЯ, АВТОР (Ы)
Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина.
АДРЕСНОСТЬ: родители, педагоги.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ.
Методологического компонента нет. Пособие заявлено как популярное, видимо, поэтому авторы не стали включать сведения о научных исследованиях. В преддверии каждого раздела дается небольшое описание особенностей детей с теми или иными нарушениями общения: конфликтных, замкнутых и др.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
-Цели и задачи, на решение которых направлена программа.
Цель и задачи не выделены. Из обращения к читателям можно понять, что цель работы по программе является развитие коммуникативных навыков у детей, не имеющих проблем в общении, и у тех, кто испытывает сложности в общении со взрослыми и сверстниками в силу личностных особенностей: конфликтности, агрессивности, повышенной эмоциональности, замкнутости, застенчивости, нарушение самооценки и др.
-Этапы программы.
В пособии предлагаются отельные разделы, где описываются игры для детей, нормально общающихся с другими, и для детей с различными трудностями в общении ( беспокойный ребенок, ребенок с нарушением самооценки, агрессивный, конфликтный, застенчивый, замкнутый ребенок, ребенок с речевыми нарушениями) В отдельных разделах есть свои подразделы, например в разделе «Мой ребенок нормально общается с другими» выделены следующие направления игр: «Я и мое тело», «Я и мой язык», «Я и мои эмоции», «Я и Я», «Я и другие», «Я и моя семья».
-Планируемый результат
В программе не отражен. Из контекста можно выделить следующие цели: развитие коммуникативных способностей, помощь ребенку в налаживании отношений с окружающими, «чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности».
-Средства контроля
Родителям и педагогам предлагается провести диагностику уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста для уточнения особенностей ребенка с целью выбора направления работы по программе. Диагностика включает тест на развитость самоконтроля(автор не указан); на выявление отношения ребенка к себе и другим: рисунки «Моя семья», «Моё заветное желание», «Чего я боюсь». Особенности межличностных отношений определяют с помощью методики Рене, особенности поведения ребенка в конфликтных ситуациях – теста Розенцвейга
ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (СПОСОБЫ, ПРИЕМЫ, ОПЕРАЦИИИ)
Игры, игровые упражнения, этюды по разделам пособия: для преодоления застенчивости, замкнутости, агрессивности и др.
Комментарий
( + ) Авторы в начале раздела описывают особенности проведения игр, дают краткие объяснения, правила подбора и проведения игр. Предложенные игры могут быть использованы психологами, а не только родителями и педагогами. Тематическая подборка игр и упражнений, различные варианты на одну тему.
( - ) Предложены сложная для родителей и педагогов диагностика, методики, требующие специального освоения. Не всегда присутствует интерпретация результатов.
ПРИМЕР №2.
НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ ИЛИ ПОСОБИЯ, АВТОР (Ы)
Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8лет. С.И.Семенака.
АДРЕСНОСТЬ: воспитатели, учителя, психологи, родители, студенты
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Дано краткое обоснование необходимости развития эмпатии для профилактики агрессивного поведения у детей, а также определение эмпатии, ее составляющих с опорой на психолого-педагогические исследования.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
-Цели и задачи, на решение которых направлена программа.
Цель: развитие эмпатии у детей и профилактика агрессивности в детском возрасте.
Задачи: расширение представлений о понятиях «добро», «зло»; развитие способности к эмоциональному сопереживанию; развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания по отношению к тем, кто в них нуждается; формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков; воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным.
-Этапы программы.
Программа состоит из трех разделов:
*Я и мои родные
*Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям
*Мы и наши друзья животные
-Планируемый результат
Не прописан. Он отражается в общих задачах и поставленных целях к каждому блоку.
-Средства контроля
Представлены методики диагностики:
*эмоционально обусловленного поведения дошкольников (Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
*эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок (А.Д.Кошелева)
*эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений (А.Д.Кошелева)
*влияния художественной литературы на эмоциональный опыт дошкольников (А.Д.Кошелева)
*роли игры по сюжету сказки в формировании социальных эмоций детей 5-6 лет (Т.П.Скрипкина, Э.К.Гульянц)
*развитие эмпатии у детей под влияние сказки(Т.П.Скрипкина, Э.К.Гульянц)
*осознания себя и других в отношениях с другими (Н.И.Непомнящая)
ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (СПОСОБЫ, ПРИЕМЫ, ОПЕРАЦИИИ)
В программе представлены конспекты занятий с использованием авторских вариантов проблемных ситуаций, стихотворений, рисунков на заданную тему, мультфильмов, игровых упражнений, игр.
Комментарий
( + ) Конспекты занятий строятся как отдельные истории, темы, объединенные сюжеты. Представлены интересные игры , упражнения, подобраны художественные произведения для обсуждения по темам занятий, затрагиваются важные для нравственного развития и развития общения темы сочувствия, сопереживания, помощи сверстникам и взрослым.
( - ) При проведении занятий с детьми психологу необходимо усилить психологическую составляющую целей и средств их достижения. Например, во многих случаях занятия излишне дидактичны, то есть даются готовые правила, ответы, долженствования. Во многих случаях или во время беседы можно предложить детям самим сделать обобщения и выработать правила поведения в подобных ситуациях. Некоторые темы подаются несколько односторонне, например, тема эмоций, возникающих у детей в отношения с близкими людьми, друзьями, сверстниками. Нередко, в отношениях, помимо позитивных, возникают и негативные эмоции. Необходимо, чтобы дошкольники осваивали возможности выразить их социально приемлемыми способами.
Развитие общения многие авторы предлагают проводить либо в ходе специализированных программ, направленных на развитие общения, либо в рамках других программ по эмоциональному развитию, по адаптации или по развитию социального интеллекта.
Много программ, которые психолог может использовать в работе по развитию общению детей:
* «Программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников», А.В. Ухановой
* «Проблемные дети. Развитие через общение», Е.Е.Дмитриевой
* «Тропинка к своему Я», О.В.Хухлаевой
* «С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет», К.Фопеля
* «Привет ушки! Подвижные игры для детей 3-6 лет», К.Фопеля
* «Уроки психологического здоровья», В.В.Ветровой
* «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей», Т.П.Смирновой и другие
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
подготовило и направило письмо в ОУ « О направлении методических рекомендаций» от 08.09.2016 № 17-02/8128-ик, модемная связь 09.09.2016 №13
В методических рекомендациях отражена организация внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Мурманской области.
Из методического письма:
-образовательное учреждение самостоятельноразрабатывает и утверждает рабочие программы курсов внеурочной деятельности;
-рабочие программы курсов внеурочной деятельности включают:
= результаты освоения курсов внеурочной деятельности;
= содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
= тематическое планирование
-обязательной частью рабочей программы внеурочной деятельности является описание планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности и форм их учета;
-реализация внеурочной деятельности осуществляется без бального оценивания результатов освоения курса;
-педагог-психолог может вести программы линейных курсов, а также нелинейные тематические курсы, рассчитанные на четверть, неделю, полугодия