Концепция профильного образования
Концепция профильного образования формируется под воздействием современных социально-экономических преобразований и меняет цели и способы организации учебно-воспитательного процесса. Прежняя задача обучения посредством передачи учащимся определенного объема знаний, умений и навыков расширяется до формирования их готовности к труду и максимальной самореализации в новых условиях. В этой связи получают развитие вариативность образования, эффективные педагогические технологии, в педагогическую среду возвращается понимание необходимости соединения обучения и воспитания.
Используя новые приемы и технологии профильного образования, педагог должен добиваться успешного социального взросления и профессиональной самореализации учащихся путем активизации учебно-воспитательного процесса. Это достигается вниманием к каждому этапу самореализации, включая профессиональную ориентацию школьников, процесс профессионального образования и выявления различных факторов, влияющих на успешную адаптацию выпускников на производстве. Проблема профессиональной самореализации учащихся и пути ее оптимизации в учебно-воспитательном процессе исследованы недостаточно.
Объективная потребность педагогической теории и практики в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, создании условий для раскрытия внутреннего потенциала личности, недостаточная разработанность методологических и организационно-методических основ адаптации учащихся к выбранной профессии определили актуальность разработки адаптивных технологий учебно-воспитательного процесса в системе начального профильного образования.
Успешность процесса профессиональной самореализации учащихся требует:
• разработки и внедрения психолого-педагогических технологий индивидуальной работы с отстающими учащимися;
• развития социально-воспитательной функции учреждения НПО, обеспечивающей эмоциональное, нравственное, культурологическое, физическое развитие учащихся;
• создания педагогических условий профессиональной самореализации учащихся (знание педагогом профессии, основных этапов и конечного результата, дидактических алгоритмов обучения и т.п.);
• методики поэтапной оценки эффективности профессиональной самоорганизации учащихся, представляющей собой комплекс социологический и дидактических методов, инструментальных средств измерения;
• повышения роли педагога в развитии способностей учащихся к профессиональной самореализации.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: “академический”, который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и “профессиональный”, в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию (в основной школе).
В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом прежде всего учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.