Не ваше дело обсуждать закон

Опишу еще два события, произошедших в школе в этом же году.

Событие первое – раз в неделю нас стали загонять на полуторачасовые занятия, посвященные изучению педагогической книжки Integrating Differentiated Instruction двух американских авторов. Я не буду вас утомлять содержанием этой книги, да в ней, по сути, и нет такового. Таких книг в Америке сотни. Просто почему‑то выбор нашего директора пал именно на эту. Когда я их просматриваю, то всегда удивляюсь, как американским авторам удается, не стесняясь, выдавать старые истины за свои и суперсовременные. Ну да Бог им судья. Я хочу описать не содержание книги, а форму наших занятий по ней.

Для занятий весь коллектив поделен на несколько групп по 20 – 30 человек. Руководить занятием назначен один из завучей. Нашей группой руководит Виктор Уиллис, Dеаn of Instruction – главный завуч, как раз ответственный за учебный процесс. По должностным обязанностям именно на нем лежит основной труд внедрения в учебный процесс директорской реформы. Он в нашей школе человек новый. В прошлом году был просто завучем, а в этом стал старшим, по непонятным мне причинам оттеснив с этой позиции опытнейшего специалиста и очень порядочную женщину – Полу Кокс.

В целом Виктор неплохой парень, вежливый, обходительный, невредный. Вот только пока не пользуется большим авторитетом у учителей. Дело в том, что до работы в нашей школе он был тренером университетской команды по баскетболу. А вот теперь стал завучем. Разумеется, он нe понимает сути учебного процесса. Бывает очень весело, когда, пытаясь объяснить какое‑то положение этой книги, он на полном серьезе приводит нам пример из своего тренерского опыта. И вот этот человек учит опытных учителей с 20‑, 30‑летним стажем тому, как им нужно строить образовательный процесс. Ему самому эта книга нравится. Он так и говорит нам: "Я в ней нашел для себя много нового". Мы верим, что нашел, но вот сами не находим. Однако вынуждены сидеть и слушать прописные истины.

Второе событие связано с ТAКS‑тестами. Ввиду важности вопроса администрация школы решила нацелить учителей на подготовку студентов к тестам. На мою беду, худшие результаты у студентов из года в год по предмету Science, объединяющему биологию, а также химию и физику на самом примитивном уровне. Как я уже отметил ранее, естественная сложность в том, что ученики прошли I тестируемый материал год или даже два назад и к моменту теста мало что помнят.

Для решения проблемы школа обратилась к услугам консалтинговой фирмы. Владелица и она же руководитель фирмы Ms. Кilgo – очень энергичная старушка лет семидесяти – лично выступила перед собранными по такому случаю учителями химии и биологии. Сначала, как полагается, она рассказала нам о своем потом педагогическом опыте. Особенно подчеркнула, что в начале своей карьеры преподавала природоведение в начальной школе, чтобы мы не подумали, будто она не разбирается в предмете. Закончила свою карьеру, как водится, директором и вот теперь делится своим опытом с другими.

Сразу после представления она прямо заявила, что за все время работы в консалтинге еще ни разу ни встречала учителя химии, одобрительно отозвавшегося по поводу ТAКS‑тестов. Дело в том, что вопросы по разделу «химия» не соответствуют учебной программе. В тест включены вопросы по четырем второстепенным разделам: 1) разница между физическими и химическими процессами, 2) закон сохранения массы, 3) периодические свойства элементов, 4) вода и водные растворы, кислоты и основания. И это вся химия.

"Это ваша проблема, нравятся вам эти вопросы или нет, – заявила лектор, – это государственный экзамен который имеет статус закона. Не ваше дело обсуждать закон. Ваша задача как педагога – сделать все, чтобы студент сдал тест".

С этим мы уже давно смирились и не возникали. Но есть и другой закон – учебная программа, которую никто не отменял и которой мы должны следовать. С этой точки зрения два государственных закона просто входят в противоречие друг с другом. В конце концов администрация школы решила следующее. Во‑первых, из всей учебной программы в первую очередь особое внимание обратить на материал, включенный в тест. Во‑вторых, две недели, предшествующие экзаменам, во всех классах заниматься исключительно подготовкой к тестам в виде разбора тестов предыдущих лет. Дело в том, что из года в год вопросы в тестах очень похожи.

Это было здравым решением, и вот эта‑то мера как раз и дала требуемый результат. Результаты тестов в этом году заметно улучшились. А я в очередной раз подумал, сколько проблем из‑за одного теста. И это только в одной школе! А сколько их по нашему дистрикту? А сколько по всему штату? Сколько человек изворачиваются, выдумывают разные лазейки, меняют учебную программу из‑за того, что кто‑то в образовательном департаменте штата придумал этот неадекватный тест. Столько людей это видят и понимают, высказывают свое мнение, но это ровным ничего не меняет. Вы внизу сидите там те там делайте, что вам говорят. А вот уважаемые люди наверху с опытом тренера баскетбольной команды (человек, хоть немного знакомый с реальным образованием, никогда бы не придумал такого теста) решат, что хорошо для подрастающего поколения штата, а что плохо. Это тоже одна из главных особенностей Америки, самого демократического государства в мире.

А теперь давайте еще раз вернемся к мотивациям нашего директора. Ранее я предположил, что он, может быть, просто не понимает, что внедряемая им программа нежизнеспособна. А почему, собственно, я так думал? Нужно ли считать себя умнее других? Может быть, он как раз очень даже хорошо все понимает? Понимает главное – заниматься реальным образованием давать ученикам настоящие знания нет никакого смысла. Во‑первых, этого с него никто не спрашивает, так как это никому не нужно: ни вышестоящему начальству, ни ученикам, ни их родителям. Стремление к настоящим знаниям вообще не в традиции американского общества. Во‑вторых, если бы он даже захотел, это попросту невозможно сделать, так как большинство наших учеников в силу их знаний и умственных способностей в принципе невозможно обучить тем дисциплинам, которые значатся в учебном плане.

В сложившейся ситуации как человек неглупый и опытный директор пошел другим путем. Очень важно, что на этом пути он ни на йоту не отступает от линии партии: No child left behind, every student саn learn, Нigh expectations… – это раз. В результате игры отметками общая успеваемость в школе стала до неприличия высокой – это два. Результаты государственных TAКS‑тeстов из‑за предпринятой массированной подготовки к ним тоже поднялись на несколько процентов – это три. И вообще выходит, что он выдающийся директор, администратор‑новатор, – это четыре. За счет учителей школы создал готовые к внедрению учебные планы и в дальнейшем, продавая их, будет отчаянно рубить капусту – это пять. Ну а то, что нарушил парочку Положений закона об образовании, так это пустяк, не так ли?

Наши рекомендации