Словарь понятий и терминов
Аннотация – краткое изложение сути, содержания книги, методического пособия, разработки. Аннотация призвана раскрыть назначение материала. В ней обязательно указывается кем и где может быть использована эта методическая работа.
Библиографический список – библиографическое пособие с простой структурой. Виды: прикнижный, пристатейный, внутрикнижный, внутрижурнальный, отдельно изданный.
Бюллетень – быстрое и регулярное оповещение всех заинтересованных лиц и организаций о том новом, что имеется в рассматриваемой области или деятельности учреждения. В бюллетене публикуются краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации или автора. Специфической чертой бюллетеня является официальный характер включаемых сведений.
Выпускныеданные – составная часть выходных сведений, включающая следующие данные: дату подписания в печать; формат бумаги; гарнитуру шрифта основного текста издания; способ печати; бумагу; объем издания; имя и почтовый адрес издателя; номер лицензии на издательскую деятельность и дату ее выдачи; название полиграфического предприятия и его адрес.
Выходныеданные – составная часть выходных сведений, включающая данные о месте выпуска издания, имени издателя и годе выпуска.
Выходныесведения – составная часть аппарата издания, содержащая совокупность данных, всесторонней характеризующих издание и предназначенных для информирования потребителей, библиографической обработки и статистического учета изданий.
Графики (диаграммы) – показ сравнительной характеристики, рост изменения какого-либо явления.
Инструктивно-методическое письмо - включает указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа вышестоящей организации; определяет круг функций и деятельности педагога или коллектива по выполнению решений вышестоящих органов; раскрывает более полно содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения частных методик и рекомендаций.
Инструкция – раскрывает последовательность действий, операций. Применяется обычно при описаниях условий дидактических игр или функций какого-либо органа, не допускающего различных толкований одного и того же вопроса. Схема: название пособия; для кого предназначено; для чего (какие задачи воспитания помогает решить); из чего состоит; сколько человек, групп могут одновременно им пользоваться; в чем заключается смысл пособия; условия и порядок пользования пособием; кем разработано.
Инструкция пишется лаконичным языком, простыми предложениями, без сложных грамматических оборотов.
Каталог – 1) брошюровочное или переплетенное печатное издание, содержащее систематизированный перечень большого числа книг, составленных в определенном порядке, иллюстрированное фотографиями (обложек) книг; 2) нормативное производственно-практическое, справочное и (или) рекламное издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов и услуг.
Книга – это произведение письменности или печати, имеющее любую читательскую и знаковую форму (текстовую, нотную, цифровую) зафиксированную в любом материале и выполняющее одновременно ряд общественных функций, адресованное реальному или абстрактному читателю.
Конспект лекций включает основные положения лекционного курса. Готовится по новой дисциплине или в дополнение к учебнику. Как правило, в нем рассматривают новые проблемы, раскрывают альтернативные решения, характеризуют оригинальные направления развития отрасли.
Среди вспомогательных изданий важное место занимают практикумы. К ним относят сборники задач, упражнений и контрольных работ, пособия, руководства по проведению лабораторных, практических, домашних работ, задания для проведения практических занятий, пособия, руководства по выполнению курсовых и дипломных проектов (работ), дневники наблюдений.
Концепцияиздания – это совокупность признаков, взаимосвязанных и обусловленных, которые складываются в ходе анализа исходной информации и выдвигаемых требований к будущему изданию с обоснованием его характеристик. Это и авторский замысел, который составляет основу будущего произведения, и читательские потребности, и вид литературы, и видо-типологические признаки издания.
Курс лекций включает лекции одного автора по дисциплине или взаимосвязанные между собою лекции нескольких авторов по нескольким вопросам одной дисциплины. Курс лекций является дополнением к учебнику и излагает в основном новый оригинальный материал. Лекции создаются на базе прочитанного материала. Курс лекций – авторская работа, раскрывающая конкретные проблемы, ставящая спорные вопросы, отражающая собственную позицию автора.
Массовое издание – издание, содержащее материалы общественно-политической тематики, изложенной в форме доступной для массового читателя. По широте тематики весьма разнообразны.
Методическое описание – рассказ о проведенном деле, увиденном событии или о том, как его можно провести. Требования: подробно описывать событие, действие, разъяснять их.
Методический комментарий может быть частью методического описания, анализа, рекомендации, когда изложив тезис, описав дело, комментируются все "за" и "против". Самостоятельным видом методической продукции комментарий является, если он освещает положительные и отрицательные стороны события или формы работы, не давая рекомендаций.
Методическая записка – дает пояснения к последующим методическим материалам, изложенным более сжато (планам, графикам, таблицам). Может быть в начале сборника материалов, пособия. В записке даются ответы на следующие вопросы: решению каких задач способствует данная методическая работа; кому адресована; на основании каких документов, фактов составлена работа; какова система изложения материала.
Методический информационный справочник – представляет собой сборник вопросов и ответов на актуальные проблемы по организации работы и по содержанию. Такие справочники необходимы в работе с педагогическими кадрами и общественностью.
Памятка – содержит краткие, самые важные сведения о выполнении какой-либо операции или осуществлении каких-либо функций. В сжатой форме дает алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Памятка невелика по объему. Имеет точного адресата в виде краткого обращения или просто названия. Изложение материала лаконично, конкретно, без повторений, как правило, по пунктам.
Практикумы направлены на закрепление знаний и умений, на формирование навыков практической работы, на овладение формами и методами познания, используемыми в данной сфере. Содержание практикума отражает основные аспекты учебного курса, повторяя теоретические и практические вопросы для детального их рассмотрения и закрепления. Практикумы могут состоять только из одних вопросов и заданий, включать дополнительно методические указания по их выполнению или материалы, разъясняющие наиболее сложные вопросы. Структура практикума отражает последовательность изложения материала, принятую в учебной программе.
Переиздание – повторный выпуск издания. Виды: дополненное, исправленное, переработанное, расширенное, пересмотренное, стереотипное.
Программированный практикум предназначен для самостоятельного изучения предмета и самостоятельного контроля усвоения обучаемым материала. Небольшие части материала в таком практикуме завершаются вопросами и заданиями, дающими возможность проконтролировать степень усвоения пройденного.
Программно-методическиеиздания определяют цели и задачи, структуру, содержание дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения. К программно–методическим изданиям относятся учебные планы и учебные программы. Они предназначены, прежде всего, преподавателям и методистам, организующим учебный процесс.
Повторное издание – издание, которое уже ранее выпускалось в свет. Виды: переиздание, перепечатка, новое издание.
Положение – свод правил, законов по определенному вопросу.
Примерная структура положения о конкурсе (смотре, выставке и т.п.) может быть такой:
1. Кто объявляет конкурс.
2. Заголовок с названием конкурса.
3. Цель, сроки проведения.
4. Участники (индивидуальные или коллективные).
5. Регламент (этапы организации) конкурса.
6. Условия проведения конкурса.
7. Критерии оценки результатов и определения победителей. Награждение.
8. Организаторы и жюри конкурса.
9. Куда и кому обращаться за разъяснением условий конкурса и методической помощью по подготовке к нему.
Послесловие – элемент затекстового аппарата издания, в котором поясняется и дополняется содержание основного текста.
Предисловие – элемент аппарата, может содержать сведения о значисмости темы издания, его назначении и мозможностях использования, об особенностях содержания и формы издания, о принципах построения и отбора материала, и об отличиях от издания на ту же или близике темы.
Плакат информационный – знакомит с предстоящими делами или итогами сделанного. Он предназначен для всеобщего обозрения – отсюда его размер, шрифт, соответствующее оформление. Например, печатные издания из опыта работы, календарные планы работы кружков, внешкольных учреждений.
Плакат инструктивно-методический – приемлем тогда, когда содержание невозможно раскрыть только словами. Например, представление какой-либо структуры – в виде плаката-схемы, а оформление чего-либо – с помощью плакатов с рисунками. Они могут быть выполнены типографским способом, фотоспособом или просто нарисованы. Текст пишется шрифтом или печатается на компьютере. Информация на плакате должна быть единичной, узкой, но точно раскрывать суть плаката.
План – документ, координирующий усилия трудового коллектива во главе с администрацией на решение наиболее жизненно-важных проблем и вопросов, обеспечивающих нормальное функционирование учреждения на последующий период. Планирование может быть годовым, краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным или перспективным. Составлению плана предшествует большая аналитическая работа, которая позволяет выявить наиболее значимые, центральные проблемы, решение которых кардинальным образом изменяет качество функционирования учреждения и деятельности его структурных подразделений.
Редакционно-издательский процесс – ряд последовательных действий и операций над литературным произведением, конечным продуктом которых является книга.
Рецензия – статья, в которой дается отзыв, анализ и оценка научного или художественного произведения, методического издания. В рецензии обращается внимание на актуальность представленных материалов, их целостность (согласованность целей, задач к содержанию деятельности), дается оценка и анализ ведущих идей и выбранных путей их реализации, обозначаются недостатки и замечания. В заключении рецензии указывается пригодность материалов к реализации, целесообразность их опытно-экспериментальной проверки, необходимость доработки.
Реферат – краткое изложение в письменной форме содержания одной или нескольких книг, статей, научных работ, критический обзор данных источников, итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Схема изложения материала: название реферата, автор, стаж и место работы, - развернутый план, изложение темы (по частям, с пунктами и т.д.); - библиография; - приложения.
Сборник – издание, в котором собрано несколько или много произведений одного автора или коллектива соавторов либо разных авторов.
Содержание – указатель заголовков, раскрывающих только состав издания.
Справочное издание – вид издания, главное социально-функциональное, назначение которого предоставлять материал в форме, удобной для быстрого получения справок самого разного рода, и которое рассчитано на выборочное чтение (словарь, справочник, справочное пособие, энциклопедия, путеводитель).
Справка – итоговый аналитический документ по результатам изучения определенных вопросов в учреждениях системы образования. В справке отражаются наиболее типичные процессы и явления, определяются пути устранения или уменьшения факторов, отрицательно воздействующих на результаты воспитательной работы, и усиления факторов, влияющих положительно. Подготовленный документ должен быть объективным, обоснованным, конкретным, системным, кратко, лаконично и логично изложенным.
Тематическая подборка – накопление материала для написания рекомендаций, сценариев.
Учебный план – документ, регламентирующий учебный процесс. В нем определяются формы и виды обучения, порядок, сроки теоретических, практических и лабораторных занятий, домашних заданий, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов, формы и виды контроля знаний, время проведения испытательных экзаменов, зачетно-экзаменационных сессий по дисциплинам.
Учебные программы – издания, определяющие содержание и объем знаний, умений, навыков, которыми необходимо овладеть за определенный промежуток времени. В программах отражена связь между дисциплинами, показаны виды учебных занятий, обозначен круг литературных источников, на основании которых разработан данный предмет.
Учебно-методические издания– методические указания, методические руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения контрольных работ, курсовых и дипломных проектов в вузах, по организации самостоятельной работы студентов.
Эти материалы содержат методику овладения дисциплинами и выполнения заданий, методику дипломного и курсового проектирования, подготовки контрольных работ. Они организуют работу обучаемых и преподавателей в процессе изучения дисциплины.
Учебник – основное учебное издание по дисциплине. Содержит, прежде всего, базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины.
Хрестоматия – сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В хрестоматию включают документы, литературные произведения и фрагменты из них, а также методические указания, разъясняющие тексты, связывающие их с вопросами учебной дисциплины.
Шрифтовое выделение – выделение текста путем перемены гарнитуры, начертания шрифта (курсив, полужирное), кегля шрифта в отличие от основного текста.
Список литературы
1.Антонова, С.Г. Редакционная подготовка изданий. – М., 2002.
2.Галанов, А.С. Как пройти аттестацию. Советы психолога учителю. – М., 2001.
3.Гиленсон, П.Г. Справочник технического редактора. – М., 1987.
4.ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Общие требования и правила составления.
5.Инструкция о порядке подготовки и выпуска учебных изданий для учреждений образования Республики Беларусь, 2005.
6.Краткий терминологический словарь-справочник по курсам «Книговедение, Библиография» /
Авт.-сост. Л.И. Петровичева, З.М. Клецкая. – Мн., 2004.
7.Методическая деятельность : Словарь-справочник / Под ред. Е.В. Титовой. – М., 1991.
8.Мильчин, А.Н. Издательский словарь-справочник. – М., 1998.
9.Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. – М., 1995.