Исследование предпосылок интеллекта

СОДЕРЖАНИЕ

Методика обследования речи, предпосылок интеллекта детей

Исследование предпосылок интеллекта

Мыслительные операции

Обследование звукопроизношения, звукоразличения и слоговой структуры слова

Выявление левшества

Схемакомплексного обследования латеральности ребёнка

Ускоренная постановка звуков

Виды нарушения звукопроизношения

Развитие мелкой моторики

Развитие артикуляционной моторики

Массаж органов артикуляции

Коррекция звукопроизношения

Работа над техникой речи

Работа над дыханием

Работа над артикуляцией

Работа над голосом

Приложения

От автора

Автор данной публикации Маслова Елена Николаевна - логопед высшей квалификационной категории. Логопедом работает с 1976 года. В 1979 окончила Московский государственный заочный педагогический университет по специальности «Логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений». Имеет два высших образования.

Елена Николаевна работает с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи: общее недоразвитие, заикание, задержка психоречевого развития и др. В работе использует нетрадиционные методики коррекционного воздействия, разработала ряд собственных методик.

В 1997 году организовала и возглавила коррекционно-диагностический центр на базе МОУ СОШ № 44 для оказания методической помощи учителям и родителям в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Много лет руководила методическим объединением логопедов школ Центрального района города Волгограда, была секретарем районной психолого-медико-педагогической комиссии.

Елена Николаевна является членом методического совета Академии повышения квалификации работников образования Волгоградской области и ее постоянным лектором.

Методика обследования речи, предпосылок интеллекта детей

Логопедическое обследование - одна из составляющих логопедической работы. Это очень важная часть. От правильно проведённого обследования зависит постановка диагноза, выбор и реализация путей коррекционной работы.

В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического обследования:

1) комплексность;

2) целостность;

3) динамичность.

Вместе с тем оно имеет своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Комплексность, целостность и динамичность обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все её компоненты, причём на фоне всей личности обследуемого, с учётом уровня его развития - как общего, так и речевого.

Цели обследования

1. Выявление детей с речевой патологией и зачисление их на логопункт.

2. Выявление детей группы риска и направление их на консультацию к узким специалистам.

3. Комплектование логопедических групп с учётом возраста и диагноза детей-логопатов.

Обследование проводится в 3 этапа:

1. Экспресс-обследование речи всех первоклассников.

2. Углубленное обследование речи детей с выявленной речевой патологией (по результатам экспресс-обследования).

3. Обследование на латеральность. Данное обследование ребёнка включает:

1) психологическое обследование;

2) речевое обследование.

Психологическое обследование - обследование уровня сформированности основных психических процессов, лежащих в основе обучения: памяти, внимания, мышления, саморегуляции, познавательного интереса (предпосылки интеллекта).

Исследование предпосылок интеллекта важно для понимания механизмов нарушения и выбора оптимальных коррекционных приёмов.

Наряду с нормальным развитием встречаются случаи дизонтогенеза. Они бывают трёх типов:

1) задержанное развитие;

2) асинхрония развития;

3) парциальное психическое недоразвитие.

При дизонтогенезе различные трудности в обучении возникают не только в связи с незрелостью определённых функций, но и из-за дисгармонии в их созревании как системного образования. Это вносит дезорганизацию в их взаимодействие и координацию.

При генетически обусловленных расстройствах дизонтогенез ближе к задержанному типу; при энцефалопатических вариантах этих состояний преобладают проявления асинхроний и парциального недоразвития. Дизонтогенез такого типа особенно влияет на формирование предпосылок интеллекта. Внимание, память, сукцессивные операции (анализ, синтез, временная последовательность сигналов, пространственная ориентация, речевые навыки, зрительно-моторная координация) сами непосредственно не определяют интеллектуальный потенциал. Ребёнок может быть достаточно сообразительным, даже одарённым, но иметь низкий уровень внимания или несовершенные моторно-зрительные координации. Тем не менее, перечисленные функции создают необходимое базисное обеспечение умственной деятельности. При нарушении предпосылок интеллекта, особенно если страдает несколько из них, интеллектуальная деятельность существенно осложняется.

Нарушение предпосылок интеллекта сильно влияет на усвоение школьных навыков.

Трудности в обучении возникают как результат сочетания трёх групп явлений:

1. Биологической недостаточности определённых мозговых систем.

2. Функциональной недостаточности определённых мозговых систем.

3. Средовых условий, предъявляющих повышенные трудности к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.

Сукцессивные процессы, то есть анализ и синтез последовательности звуковых сигналов и стимулов, тесно связаны со способностью к произвольной избирательной концентрации внимания и страдают при её расстройстве.

Оценка умственной деятельности особенно трудна у детей с задержкой психического развития из-за неравномерного развития интеллектуальных способностей (диссонанс между вербальными и невербальными способностями). Умственные операции, требующие участия речи, развиты хуже.

Более информативны задания образно-мыслительного характера, требующие логических операций на невербальном материале (простые комбинации, классификации, пространственные конфигурации и так далее).

При несформированности интеллектуальных навыков требуется помощь, содержащая приёмы решения задач.

При нейродинамическом нарушении или при незрелости предпосылок - стимулирующая или организующая помощь.

Исследование предпосылок интеллекта

Наши рекомендации