Социальный статус — личностно-привлекательное и социально признанное положение человека в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Социальная роль — определенная модель поведения, которую ожидают увидеть окружающие.
Позиция — устойчивая система отношений личности к различным явлениям социальной действительности, проявляющаяся в соответствующих ценностных ориентациях, суждениях, поступках; фиксируется в мировоззрении (понимание мира и ценностное отношение к нему) и деятельности; не может быть раз и навсегда сформированной, должна постоянно воссоздаваться в ситуациях, ставящих человека перед проблемой выбора.
Школа располагает возможностью обучать общению, при этом особую ценность приобретают целевые программы, уроки, занятия, тренинги, подкрепленные реальными примерами каждодневного общения в данном образовательном учреждения (традиции общения).
В школе Я. А. Коменского была разработана система, в центре которой смоделировано своеобразное «Древо общения». Ствол этого дерева — психологическое сопровождение, которое заключается в диагностике, анализе результатов, необходимой коррекции и поддержке. Ветви и корни — уровни общения. Их выделено пять: личностный (общение один на один с педагогом, другим учащимся); уровень малой группы по интересам (как в урочной, так и во внеурочной работе); уровень класса, где просто собраны дети одного возраста; большие группы (общешкольный уровень, параллель); уровень общения с выходом в социум.
В школе проводятся «уроки» общения с первого по одиннадцатый класс, часть уроков — совместно с родителями и педагогами класса.
Планируется открытие свободной школы по типу датских школ Грюнт-виха, где учащиеся за пределами школьного здания могут общаться с интересными людьми, специалистами из самых разных сфер человеческой деятельности. .
Стиль общения в классе на протяжении длительного периода школьной жизни (прежде всего в начальном и среднем звене), определяемый педагогом.
Например, различные модели общения педагога с группой и отдельным школьником (В.А.Кан-Калик, И.М.Юсупов):
«монблан» — педагог «парит» над питомцами, никакого личностного взаимодействия, отсутствие контакта, одна информативность и, как следствие, пассивный отклик ребят;
«китайская стена» — произвольный барьер общения, подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительность к школьникам;
«тетерев» — педагог замкнут «на себя», не реагирует на ребят, речь монологичная, эмоциональная глухота;
«гамлет», или гиперрефлексивная модель, — противоположная предыдущей модели: педагог озабочен только тем, как его воспринимают воспитанники, постоянно сомневается в себе, чрезмерно болезненно реагирует на реплики ребят;
«локатор», или модель дифференцированного внимания, — педагог ориентируется лишь на талантливых и лидеров, не сочетает индивидуальный подход с фронтальным;
«робот», или модель негибкого реагирования, — взаимоотношения с ребятами строятся по жесткой программе с четкими целями и задачами, но без учета действительности, состава и психического состояния учащихся;
«я — сам», или авторитарная модель, — педагог есть главное и единственное действующее лицо, воспитанники — только безынициативные исполнители;
«союз», или модель активного взаимодействия, — постоянный диалог педагога и воспитанника, поощрение инициативы ребят, гибкая реакция на общение с ними, творческое совместное решение проблем.
Модели общения дополняют наиболее распространенные стили общения педагогов с учениками:
«совместное творчество» — общие цели и совместные усилия педагога и ребят;
«дружеское расположение» — открытость, искренний интерес педагога к детям, уважительное отношение к каждому школьнику;
«заигрывание» — крайняя форма предыдущего стиля, желание завоевать дешевый авторитет у детей, понравиться при отсутствии минимальных достоинств;
«устрашение» — отчуждение, формально-официальные рамки общения, неумение воспитывать на основе совместной продуктивной деятельности, зависимое положение школьника, вызывающее у него ответное негативное отношение к педагогу;
«дистанция» — подчеркивание возрастных, социальных и прочих различий между педагогом и ребятами во избежание панибратских отношений, что часто провоцирует авторитарность и приводит к неудачам в педагогическом общении;
«менторский стиль» — разновидность «дистанции», назидательно-покровительственный тон, нотации, полная утрата контактов с ребятами.
Педагог-профессионал обязательно выбирает свою человеко-роль: энергичного или хладнокровного, волевого или добродушного, и т. п.
Использование педагогом воспитательного потенциала различных видов общения для решения воспитательных и развивающих задач, либо учет их особенностей с целью предвосхищения проблемы.
Источником проблем выступают, как правило:
бытовое общение — общение без ответственности, любопытствующее, безразличное, основанное на привычных контактах, словах, процедурах. Зачастую — это некоторое функционирование без цели и устойчивых интересов. Оно может довольно быстро привести его участников к деградации, асоциальному существованию. Оно не планируемое, почти всегда «от нечего делать», но за ним стоит потребность: с кем-то же нужно общаться;
привлекательно для подростков; дефицит общения в подростковых группах начинается с ситуаций, когда кажется, что найти общие точки соприкосновения со взрослыми трудно или невозможно, когда нет устойчивости ни в интересах, ни в привязанностях, когда жизнь, как калейдоскоп, и трудно понять, что в ней главное, а что второстепенное, когда хочется любви, а ее нет, когда мечты почти не соприкасаются с действительностью и не с кем поговорить о сокровенном. Тогда лучше всего общаться с теми, перед кем нет ответственности, кому ничем не обязан;
формальное общение — часто носит узкоделовой, необходимый характер и вытекает из обязанностей и условий совместной деятельности. Часто бывает так, когда ученик вынужден общаться с одноклассниками, но никакого интереса и необходимости в этом не видит. Как только заканчивается обязательное время пребывания в классе, исчезает и потребность в подобных контактах. Никаких личных переживаний эта ситуация не вызывает. Школа в дальнейшем не вспоминается, приходить в нее после ее окончания нет желания и смысла;
карнавальное общение — общение на уровне «ролей» и «масок». Их совокупность задает определенный стиль контактов с окружающими. Ведущей характеристикой становится лицемерие. На «заданность» лицемерия одни школьники никак не реагируют, принимают как должное; другие — мирятся внешне, переживая серьезные деформации внутреннего мира; третьи — объявляют «крестовый поход», избирают позицию «изгоев», «бунтовщиков»; четвертые — приветствуют.
Непременным условием реализации воспитательного потенциала общения выступает желание ребенка общаться в тех коллективах, членами которых они являются. Чтобы контактирование школьников было полезным, социально ценным, учителю необходимо решить ряд проблем:
- создать в коллективе возможности для интенсивного содержательного общения;
- учить искусству общаться;
- установить доверительный контакт со школьниками.
Ведущее условие реализации этих условий — организация раз
нообразной жизнедеятельности в классе, школе.