Организационно-подготовительная часть занятия.
• Релаксация под музыку «Волшебный сон».
• Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.
Основная часть занятия.
1. Подбор прилагательных к существительным.
1.1. Логопед: «Сегодня к нам в гости пришли два брата, Саша и Дима. Они очень похожи, но различить их можно (демонстрация кукол из картона). У Саши волосы светлые, а у Димы какие? (темные). У Саши глаза карие, а у Димы какие? (голубые). У Саши шорты синие, а у Димы какие? (серые). Повторим еще раз. Волосы (глаза, шорты) какие? Давайте вспомним стихи, которые мы учили.
Если вдруг вопрос: «Какие?»,
Говорим мы: «-ые, -ие»:
Голубые, синие,
Серые, красивые,
Если же вопрос «Какая?»
Говорим мы: «-ая, -яя»:
Светлая, весенняя,
Темная, осенняя.
Если вдруг вопрос: «Какой?»,
Говорим мы: «-ий, -ый, -ой»:...
Синий, зеленый, большой,
Маленький, теплый, смешной.
1.2. Логопед: «Однажды стали братья наводить порядок в платяном шкафу. Там было много одежды. Догадайтесь, какая одежда была в шкафу?»
Дети называют предметы одежды, а логопед выставляет на наборное полотно картинки: рубашки, брюки, свитера, майки, куртки различных цветов.
1.3. Логопед: «Разложим одежду на две полки: для Саши и для Димы. У Саши рубашка розовая».
Ребенок выходит к доске, ставит соответствующую картинку и говорит: «рубашка какая? - розовая», четко выделяя окончания вопроса и прилагательного. Аналогично проводится работа с остальными картинками.
2. Динамическая пауза. Стихи с движениями.
Горка высокая поднять руки вверх,
Река глубокая подняться, руки вверх
Звезда далекая потянуться присесть
И одинокая движения рук вправо-влево
Далее логопед говорит только существительное, а дети должны подобрать прилагательное и выполнить действие:
Горка..., река..., звезда...,
Горы..., реки..., звезды...,
Беседа об одежде:
Логопед выясняет у детей, какая бывает одежда (по сезонам, по принадлежности), какую одежду носят зимой (летом, весной осенью).
4. Игра «Магазин».
На наборном полотне картинки с изображениями одежды. Ребенок должен сказать, какая одежда ему нужна, указав цвет, например «Мне нужна розовая рубашка». Если ребенок правильно согласовал прилагательное с существительным, он получает фишку и продолжает быть покупателем. Если он ошибается, покупателем становится другой. Выигрывает тот, кто успеет больше купить (у кого больше фишек).
Заключительная часть занятия.
• Смысловая рефлексия занятия (что учились делать).
• Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось).
• Пароль на выход: логопед называет существительное, ребенок подбирает прилагательное и наоборот.
Тема 8. Занятие 2. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе.
Цель:
ü закрепление практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе; активизация словарного запаса в рамках лексических тем «Одежда», «Овощи», «Фрукты»;
ü развитие фонематического восприятия;
ü формирование внимания к языковым явлениям, речевой произвольности, коммуникативных навыков.
Зрительный ряд: предметные картинки «Одежда», «Овощи», «Фрукты», наборное полотно, фишки, картинки серии «Звукознайка» для артикуляционной гимнастики
Ход занятия
Организационно-подготовительная часть занятия.
• Упражнения на снятие мышечных зажимов: «Сова», «Шарик на ниточке», «Стряхнем капли», «Кораблики».
• Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.
Основная часть занятия.
• Подбор существительных к прилагательным. «Догадайся, о чем я говорю?»
На наборном полотне — картинки с изображением одежды разных цветов. Логопед произносит: «голубые...», а дети должны закончить: «... шорты», «голубая ...» — «... майка», «голубое ...» — «... платье» и так далее. Затем детям предлагается самим сопоставить словосочетания типа «белый халат», «зеленое платье». За каждое правильное сопоставленное словосочетание выдается фишка.
• Динамическая пауза.
Стихи с движениями.
Логопед: У медведя дом большой, ой, ой, ой!
(разводит руки в стороны)
Дети (сердито): Ой, ой, ой
(поднимают руки вверх)
Логопед: А у зайца — маленький, ай, ай, ай (жалобно)
Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колени руками.
Дети (жалобно): Ай, ай, ай ...
Логопед: Мишка наш пошел домой
(дети идут вразвалку)
Дети (сердито): Ой, ой, ой.
Логопед: Да и крошка заинька.
Дети (прыгают на двух ногах): Ай, ай, ай.
• Игра с мячом: «Антонимы».
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем в мяч играть
Дуб высокий, кустик... (низкий),
Лес далекий, садик... (близкий),
Канал глубокий, ручей ... (мелкий),
Зайка трусливый, мальчик... (смелый),
Песня веселая, сказка ... (грустная),
Дорога широкая, тропочка... (узкая).
• Беседа про Тому и Таню.
Логопед демонстрирует наглядное пособие, выполненное в виде книги, на форзацах которой изображены девочки в трусиках и маечках. Внутри книги закреплены страницы с рисунками одежды. Когда страницы переворачиваются, девочки «одеты» в разные платья, юбки, свитера, блузки (по книге Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: Просвещение, 1983).
Содержание беседы: «К нам в гости пришли две девочки. Это Таня, а это — Тома. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета волосы, глаза, майка, трусики у Томы. А у Тани?
Проснулись утром Тома и Таня, оделись в халатики. У Томы халат какой? А у Тани? Потом девочки умылись, позавтракали и собрались погулять. Какое платье надела Таня? А Тома? Вернулись девочки с прогулки. Переоделись. Посмотрите и скажите, что надели; Тома? А Таня? Девочки помогали маме готовить обед, мыть посуду, подметать пол. Потом мама попросила их сходить в магазин за продуктами. Давайте и мы пойдем вместе с ними.
• Игра «Магазин».
Логопед: «Посмотрите, что продается в нашем магазине (на наборном полотне картинки с изображением овощей и фруктов). Первым покупателем будет...
А остальные дети будут контролерами. Если покупатель правильно подберет слово-признак к выбранному овощу, контролеры хлопают в ладоши.
За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В случае ошибки покупателем становится другой ребенок. Все дети должны побывать в роли покупателя. В конце игры определяется лучший покупатель, который награждается закладкой с изображением овоща или фрукта.
Заключительная часть занятия.
• Смысловая рефлексия занятия. (Что учились делать?)
• Эмоциональная рефлексия занятия. (Что понравилось, что не понравилось?)
Домашнее задание: нарисовать картинку «Моя семья» или принести фотографию семьи.
Пароль на выход: отгадай, о какой одежде я говорю? «Голубая ..., голубое ..., голубой ..., белая ..., белое ..., белый ..., зеленое ..., зеленый ..., зеленая ...» и т. д.
Тема 9. Занятие 1. Местоимения «мой», «моя».
Цель:
ü обучение согласованию местоимений «мой», «моя» с именем существительным в роде. Закрепление практических навыков согласования местоимений с существительными. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем «Семья», «Игрушки», «Учебные принадлежности»;
ü развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, внимания к языковым явлениям, навыков самоконтроля за речью;
ü формирование групповой сплоченности, положительной учебной мотивации.
Зрительный ряд: фотографии или рисунки своей семьи; игрушки, предметные картинки, соответствующие лексическим темам, картинки серии «Звукознайка».
Звуковой ряд: песня «Дождик» А. Островского, В. Осеевой.
Ход занятия