Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин – таких, как экономическая теория, социология, политология, основы права.
Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
Современная наука – явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.
Социальный институт со своей структурой и функциями |
Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих и внедряющих знания (НИИ, вузы, Академия наук и др.) |
Отрасль духовного производства | |
Система научных исследований | Опытно-конструктор-ские изыскания |
Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов. |
Основная продукция |
Понятия, законы, теории. |
Наука
Классификация.
По предмету и методу познания
Науки о природе | Науки об обществе | Науки о познании и мышлении. | Технические науки и математика. |
Естествознание | Обществознание (гуманитарные, социальные науки) | Логика, гносеология, диалектика. |
По «удаленности» от практики.
Фундаментальные науки | Прикладные науки |
Отсутствует прямая ориентация на практику. | Ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем. |
Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс – интеграция научного знания.
Функции современной науки.
Культурно-мировоззренческая. Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры.
Познавательно-объяснительная. Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития.
Прогностическая. Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формирует рекомендации по их преодолению.
Управленческая. Наука руководит процессами современного производства.
Наука испытывает на себе определенное воздействие общества:
1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований. Говорят о социальном заказе, который общество дает ученым (н-р, найти способы избавления человечества от рака и др. тяжелых заболеваний).
2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, н-р, в РФ остро стоит проблема финансирования фундаментальных наук, которые не дают сиюминутных результатов. Между тем именно открытия сделанные в этих отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основном задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем.
Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Так, н-р, существует закон «развития науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если же такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.
ОБРАЗОВАНИЕ.
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, СМИ.
Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Общие тенденции в развитии образования:
Демократизация. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Рост продолжительности образования. Необходимость в высококвалифицированных кадрах, что удлиняет сроки обучения.
Непрерывность образования. Работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин – таких, как экономическая теория, социология, политология, основы права.
Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.
Компьютеризация. Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.