Социальное взаимодействие – взаимодействие между социальными субъектами, в качестве которых могут выступать как отдельные индивиды, так и социальные общности.
Образовательная система включает следующие подсистемы: управление; администрация; педагогический совет; педагогический коллектив; учебные классы; кружки и др.
Взаимодействие субъектов образовательной системы опосредует межличностное взаимодействие в системах отношений «педагог-ученик», «педагог-педагог», «педагог-родители», «ученик-ученик». Происходит это как посредством формального, регламентированного взаимодействия, так и в ходе межличностных контактов.
Особое влияние на организацию взаимодействия субъектов образовательной системы оказывают социальные регуляторы поведения: ценности, традиции, нормы, стереотипы. Образовательные учреждения с высоким уровнем развития характеризуются общей ценностной позицией в наиболее важных, стратегических вопросах, наличием общей идейно-ценностной основы.
На функционирование образовательной системы оказывает влияние ее взаимодействие с другими социальными системами: семьей, структурами власти, общественными организациями.
В рамках образовательной системы реализуются различные виды педагогического взаимодействия: учебно-педагогическое взаимодействие (система «педагог-ученик»); взаимодействие учащихся между собой (система «ученик-ученик»); взаимодействие педагогов между собой (система «педагог-педагог»).
Взаимодействие субъектов образовательной системы может иметь реактивный и активный характер. О реактивном взаимодействии можно говорить в том случае, если одна сторона (субъект) выступает в качестве инициатора воздействия, а вторая сторона (объект) пассивно реагирует. Об активном взаимодействииречь идет, когда вторая сторона не в меньшей мере проявляет активность, чем инициатор воздействия, и потому данное взаимодействие называют субъект-субъектным.
Субъект-субъектное (активное) взаимодействие, в отличие от субъект-объектного (реактивного) взаимодействия, обладает рядом значительных преимуществ. Оно способствует активному включению всех участников образовательного процесса в решение стоящих задач, актуализирует их внутренние ресурсы, позволяет в максимальной мере задействовать потенциал каждого участника, выступает хорошей основой для гармоничных и обогащающих межличностных отношений.
Эффективность взаимодействия субъектов образовательной системы определяется качеством межличностных контактов. Как отмечает И. А. Зимняя, контакт является условием и следствием продуктивного взаимодействия его субъектов, определяя и процесс, и результат. Важнейшей внутренней основой психологических контактов выступают эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие.
Психологическая характеристика педагогической этики и педагогического такта.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов, этических категорий и правил. Также педагогической этикой раскрывается нравственный характер профессиональной деятельности специалистов сферы образования, нравственные отношения в профессиональной среде, основы педагогического этикета людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
Первые элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.
Педагогический такт - это педагогически грамотное общение в сложных педагогических ситуациях, умение найти педагогически целесообразный и эффективный способ воздействия, меры, скорость реакции, способность быстро оценивать с ситуацию и находить оптимальное решение.
Педагогический такт также проявляется в умении управлять своими чувствами, не терять самообладания, эмоциональную уравновешенность в сочетании с высокой принципиальностью и требовательностью, с чутким человечным отношением нням к студенту Он требует критичности и самокритичности в оценке своей работы, нетерпимости к шаблону, формализма, застоя мысли и дела, к бюрократизму и спеси, уважения Педагогический такт реализуемое ся через язык и стиль поведенияки.
Сущность педагогического такта заключается в педагогически целесообразному отношении и влиянии педагога на студентов в умении налаживать продуктивный стиль общения .
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т. п.
Кодекс педагогической этики определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности.
Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства.