Каковы новшества пятой редакции программы?
В «Истоках» представлены психолого-педагогические и кадровые условия реализации программы, описана развивающая предметно-пространственная среда (по возрастам), присутствует перечень методических материалов и пособий. В приложениях представлены рекомендации по обучению дошкольников второму языку, примерный репертуар музыкальных произведений для детей разного возраста, рекомендуемый список произведений художественной литературы, фольклора, произведений изобразительного искусства.
Лариса Алексеевна Парамонова,
Наталья Евгеньевна Васюкова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Под редакцией: Т.Н. Дороновой
Авторский коллектив: О.Е. Веннецкая, С.Г. Доронов, Т.Н. Доронова, Л.А. Ремезова, М.А. Рунова, Н.В. Тарасова, Е.Г. Хайлова, С.Г. Якобсон
Научный руководитель: А.Г. Асмолов
Программа «Миры детства» сложилась как закономерный результат многолетней работы коллектива ученых под руководством Т.Н. Дороновой по организации взаимодействия детского сада и родителей, начатой в рамках комплексной программы «Из детства в отрочество».
Характерные особенности программы
Традиционно в комплексных программах содержится дифференциальный перечень тех качеств личности ребенка, которые авторы считают существенными, и которые следует формировать, развивать. Но личность — это не совокупность неких составляющих, это целое, которое не подлежит делению. Авторы программы «Миры детства» уделяют основное внимание конкретным методам, позволяющим решить основную проблему дошкольного образования — осуществлению на практике личностно-ориентированного подхода к ребенку. Этот подход декларирован ФГОС ДО, но пока еще не осуществлен на практике.
В программе «Миры детства» представлены четыре взаимосвязанных направления, которые дают возможность дошкольной образовательной организации реализовать стандарт:
изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;
реструктуризация содержания образовательной деятельности;
рациональная организация предметно-пространственной среды;
эффективное взаимодействие детского сада с семьей.
Известно, что наиболее эффективной формой организации образовательной деятельности являются отношения сотрудничества взрослого и ребенка. Но для того чтобы организовать партнерскую деятельность на практике, содержание программы должно быть изменено.
Из многообразия существующих методических разработок необходимо отобрать те, которые представляют интерес для ребенка и развивают все стороны его личности. Для решения этой задачи нами использовались принципы, разработанные Н.А. Коротковой. Их описанию "освящена значительная часть программы.
В современных условиях, когда группы в детских садах переполнены, воспитателю очень непросто выстроить образовательный процесс на партнерских отношениях с ребенком. В этой ситуации ему на помощь приходят методы рационального проектирования предметно-пространственной среды и конкретные методы активизации самостоятельной деятельности детей.
Детально рассмотрена в программе «Миры детства» организация взаимодействия с родителями. По мнению авторов программы, регулярные и целенаправленные индивидуальные занятия взрослого с ребенком в семье — наиболее эффективный способ реализации требований ФГОС ДО. Для осуществления этой идеи на практике авторы программы разработали специальный дидактический материал — так называемый «Детский календарь».
Завершается программа описанием методов педагогической диагностики, разработанных Н.А. Коротковой и П.Г. Нежновым. Оговоримся, что проведение диагностики не требует специальных навыков и одинаково доступно как педагогам, так и родителям.
Что авторам программы представляется особенно значимым в новом ФГОС ДО?
Стандарт узаконил в дошкольном образовании принцип уважительного отношения к личности ребенка. Надеемся, что благодаря введению стандарта все больше взрослых, причастных к воспитанию детей (как родителей, так и педагогов), обратят внимание на важность этой темы.
Детский сад и родители
Предшествующая практика реализации комплексной программы «Из детства в отрочество» показала нам, что семья и детский сад значительно ближе друг другу, чем принято считать. Родители и педагоги заинтересованы в одном и том же — в развитии ребенка. Однако не всегда знают, как этого добиться. Воспитатели формально признают: с родителями необходимо не «работать», а сотрудничать. Но дальше слов дело не идет.
Идея о необходимости тесного взаимодействия семьи и детского сада вызрела в ходе научно-исследовательской деятельности, проводимой при участии более 80 детских садов. В ходе работы мы пришли к выводу о том, что семья несет в себе огромный образовательный потенциал. Участие родителей не должно ограничиваться помощью в подготовке праздников или в сезонных уборках территории детского сада. Родители, ознакомленные с методическими разработками специалистов, могут осуществлять образование детей наравне с педагогами.
Мы предлагаем конкретный дидактический материал, предназначенный для занятий с ребенком в семье. Темы, предложенные в нем, получают свое продолжение на занятиях в детском саду. Совместная деятельность в едином смысловом контексте расставляет все на свои места: воспитатели перестают сетовать на родителей, а родители — на воспитателей. Каждый из взрослых, столкнувшись на практике со сложнейшей задачей построения образования на основе интересов ребенка, начинает ценить роль другого в этом процессе и не отказывается от предложенной помощи.
Для этого нами был создан и апробирован дидактический материал «Детский календарь», в котором мы постарались объединить научный, рационалистический подход к образованию, который бытует в детском саду, и житейский, эмпирический подход, свойственный семейному воспитанию.
ОТКРЫТИЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научный руководитель: А.Г. Асмолов Под редакцией: Е.Г. Юдиной
Авторский коллектив: Е. Г. Юдина, Л.С. Виноградова, Л.А. Карунова, Н.В. Мальцева, Е.В. Бодрова, С.С. Славин
Программа «Открытия» является «рамочной», то есть предлагает общие принципы и подходы («философию программы»), задающие «рамку» для конкретных действий педагога в группе, которые всегда зависят от конкретной ситуации.
Программа определяет общие цели, конкретные задачи, дает характеристику способов достижения целей развития ребенка.
Гуманистическая ориентация программы сочетается с хорошо разработанными образовательными методами, приемами и технологиями, которые, тем не менее, не нарушают ее «рамочного» характера.